СМИ, или Четвертая власть

14.06.2011 18:26 1

Средства массовой информации справедливо называют четвертой властью. По степени влияния на массовое сознание их воздействие переоценить трудно. Это поняли ещё в древнем Риме, когда сначала организовали рассылку «Ежедневных деяний римского народа» для знати и аристократии, а затем стали вывешивать информационные свитки в публичных местах для всеобщего обозрения и изучения.

И во все времена власть старалась контролировать, цензурировать и дозировать поток новостей, которые распространялись при помощи средств массовой информации. Первая в мире печатная газета, появившаяся в Китае, издавалась под эгидой императора, и хотя называлась «Столичный вестник», в основном помещала императорские указы и рассказывала о событиях придворной жизни. Способ её производства был очень трудоёмким и несовершенным – печать производилась с деревянных досок, на которых вырезались иероглифы, покрывались краской и делались оттиски. Технология более чем несовершенная, а по затратности, сравнимая по сложности, например, с производством, выпускающим запчасти Nissan Vanette или другие современные высокоточные изделия. Но «кто платит, тот и заказывает музыку», поэтому именно на казенные императорские деньги и возможно было организовать убыточное предприятие и, разумеется, большинство материалов носило ярко пропагандистский характер. Ни о какой независимости и свободе слова не могло быть и речи.

Время шло, менялись технологии, социальные, экономические и политические условия и формации. Средства массовой информации развивались и получали всё большую свободу, а термин «четвертая власть» приобрел статус социологической категории. Только «информирующая» функция дополнилась «формирующей» (общественное мнение) составляющей. И это оказалось ощутимой силой, при помощи которой можно было уничтожить конкурента, объявив, например, через подконтрольные издания, что при изготовлении автомобиля Toyota Corolla, запчасти производятся и устанавливаются с грубым нарушением технологических норм. А можно было внушить миллионам людей ценности, несопоставимые с человеческой моралью, и возвести их в ранг идеологической доктрины. Фашистская Германия и сталинский Советский Союз - тому яркие примеры. Оболваненные человеческие массы готовы были с энтузиазмом сжигать других людей в крематориях, доносить на близких и гноить их в лагерях. «Четвертая власть» оказалась падкой на деньги и гарантии спокойной жизни. К сожалению, положение вещей, если и меняется, то не радикально и не всегда в лучшую сторону. СМИ живут в основном за счёт рекламы и честно опубликованная информация типа «Kia Careens, запчасти для вашей машины по лучшей цене», приносит им неплохие дивиденды. Но очень часто, этого для журналистов оказывается мало, и они вступают в грязные политические игры на стороне одиозных фигур, полностью забывая о том, что изначальное их предназначение - донести до потребителя правду…

Следующая новость
Предыдущая новость

Зеркало БК Олимп Виртуальный мир онлайн для каждого геймера интернета Лучшие игровые автоматы Вулкан Делюкс Главные критерии при выборе шведской стенки Легкие победы в онлайн-играх с денежными призами

Последние новости