"Динозавр Франкенштейна" из Чили оказался "потерянным звеном" эволюции

16.08.2017 6:02 20

МОСКВА, 16 августа Причудливый травоядный динозавр- франкенштейн из Чили, одновременно похожий на тираннозавров и велоцирапторов, оказался потерянным звеном эволюции, связывающим плотоядных динозавров и их двуногих жертв, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Biology Letters.

Чилезавр является одним из самых необычных и интересных динозавров, когда-либо открытых за всю историю памятки. Поистинне франкенштейновский набор его черт позволяет ему занять основную позицию на древе эволюции ящеров и помогает нам понять, как разошлись пути самых крупных групп динозавров, рассказывает Пол Баретт (Paul Barett), палеонтолог из Национального музея естественной истории в Лондоне (Великобритания).

Два года назад британские и чилийские палеонтологи отшили раскопки на юге Чили, где залегают породы, сложившиеся в конце Юрского периода, примерно 145-140 миллионов лет назад. Как рассказывали тогда ученые, они изначально изучали ситуацию формирования Андских гор и не пытались искать новые виды античных ящеров.

В процессе этой экспедиции ребенок одного из геологов случайно натолкнулся на останки крайне причудливого динозавра, который сами ученые и пресса быстро окрестили динозавром Франкенштейна. Это трехметровое существо, получившее имя чилезавр, было похоже по своей анатомии на так называемых тетануров (Tetanurae) – группы преимущественно хищных ящеров, включавшей в себя тираннозавров и предков птиц.

Несмотря на подобное родство, чилийский динозавр Франкенштейна хотя и был в чем-то похож и на тираннозавров, и на велоцирапторов, самых знаменитых хищных ящеров ужаса, но при этом он был травоядным или всеядным существом с зубами и челюстями, не приспособленными для охоты на других гигантов мезозоя.

Необычная диета и облик этих древних и предположительно примитивных ящеров, чье тело, как выражается Мэттью Барон (Matthew Baron), коллега Баретта, как будто сшито из кусков множества других видов античных рептилий, заставили многих палеонтологов сомневаться в том, что они действительно являются тетанурами.

Британские ученые проверили, так ли это на самом деле, составив список из 450 дифференциальных анатомических признаков динозавра Франкенштейна и сравнив их с аналогичными частями анатомии у других травоядных и хищных динозавров, живших в это же время или позже.

Этот анализ привел к неожиданным эффектам – оказалось, что чилизавры были не только сродниками тетануров, но и родоначальниками всех так называемых птицетазовых ящеров – относительно продвинутых травоядных ящеров, ходивших на двух или четырех ногах. Эти динозавры обладали относительно скромными размерами по сравнению с гигантскими зауроподами, но при этом они умели быстро бегать, а также имели клюв и большой кишечник, помогавшие им кушать практически любую растительную пищу.

Общие вторичные корни хищников второй половины мезозоя и их жертв, как отмечают ученые, позволяют разъяснить многие сходства в их антропотомии, в том числе наличие перьев, и существование необычных видов травоядных существ, таких как терезинозавры и бейпяозавры, больше похожих по своей антропотомии на тираннозавров и прочих тетануров, чем на традиционных птицетазовых ящеров.

Подобные выводы, как ожидают сами палеонтологи, будут положительно восприняты не всеми учеными, так как раньше считалось, что хищные динозавры и их жертвы не являются даже далекими родичами. Как надеются Барон и Баретт, открытие новых потерянных звеньев эволюции, подобных на чилийского динозавра Франкенштейна, помогут убедить скептиков в том, что такая связь существует.

Удобный трансфер для вас 999azino для тех, кто ценит качество Займы онлайн на карту без проверок Как облегчить жизнь предпринимателя Самые лучшие системы для очистки воды