Телескопы НАСА открыли пару "поцеловавшихся" гигантских черных дыр

01.12.2017 17:16 17

Телескопы НАСА открыли пару

МОСКВА, 1 декабря Обсерватории Хаббл и Чандра случайно открыли одну из самых более близких пар сверхмассивных черных дыр, почти касающихся друг друга, пытаясь найти редкие звезды в галактике Андромеды, ближайшем большом соседе Млечного Пути, сообщает НАСА.

Запуск подновленного детектора LIGO и обнаружение им нескольких всплесков гравитационных волн, порожденных сливающимися черными дырами, в очередной раз показали, что подобные события происходят во Вселенной достаточно часто. Тем не менее, на сегодняшний день ученым известны всего три галактики, где черные скважины находятся очень близко друг к другу OJ 287, 4C +37. 11 и NGC 7674.

Небольшое число подобных объектов и большое расстояние до них мешают ученым изучать свойства подобных черных дыр, в том числе и то, какую роль их слияния могут играть в формировании вселенных и в удушении процессов звездообразования в них.

Валленстин и его коллеги неожиданно нашли в межгалактическом пространстве еще одну пару сверхмассивных темных дыр, расположенных на рекордно малом расстоянии друг от друга, наблюдая за галактикой Андромеды при помощи телескопа Хаббл.

Как бубнит астроном, его команда выбирала особый подтип двойных рентгеновских звезд, один из компонентов тот или других является черной дырой, а второй – крупным малиновым гигантом, почти полностью закончившим свои запасы звездного горючего. Теоретики давно предсказали существование таких звезд, однако до настоящего времени астрономы их не находили.

Внимание ученых привлек объект J0045+41, ощутимого заметный и в рентгеновском, и в оптическом диапазоне, чья яркость менялась каждые 80 дней. Как тогда им казалось, эта двойная знаменитость была расположена на краю одного из спиральных рукавов галактики Андромеды, и все ее свойства соответствовали тому, как должны себя вести пары черных дыр и престарелых красных гигантов.

Наблюдая за ней при помощи Чандры, ученые заметили несколько необычных умной, которые заставили их сомневаться в том, что они видят звезду. К примеру, спектр и яркость ее рентгеновского излучения указывали на то, что она обладает большой массой, в 300 раз большей, чем у Солнца, а ее температура превышает 100 тысяч градусов Кельвина, что невозможно с точки зрения физики.

Эти наблюдения заставили Валленстин и его коллег проверить, действительно ли J0045+41 находится внутри галактики Андромеды. Для сего ученые вычислили скорости движения и расстояния от Земли до этого объекта и галактики, продиагностировал то, как сильно были растянуты линии их спектра.

К блестящему удивлению астрономов, J0045+41 оказался расположен не внутри вселенной Андромеды, а далеко за ее пределами, на расстоянии примерно в 100 миллионов световых лет. Подключив к наблюдениям радиотелескопы, ученые пришли к выводу, что он на самом деле является парой темных дыр, чья общая масса превышает солнечную примерно в 220 миллионов раз.

Быстрые колебания в яркости J0045+41, как объясняет Валленстин, говорят о том, что они предрасположенным на рекордно малом расстоянии друг от друга – их отделяет всего 540 астрономических единиц, средних дистанций между Землей и Солнцем, что примерно эквивалентно размерам Солнечной системы. Один год на их глазная впадинах длится мгновения по космическим меркам всего за 82 и 328 дней.

Столь тесное соседство черных дыр означает, что уже сейчас их взаимодействия возбуждают мощные гравитационные волны. Примерно через 350 лет они смешаются и породят еще более могучий всплеск эйнштейновских колебаний пространства-времени, которые, вероятно, сможет увидеть строящийся гравитационный детектор eLISA или его будущие наследники.