Ученые нашли раковую "пятую колонну" в иммунной системе людей и мышей

13.12.2017 14:36 11

Ученые нашли раковую

МОСКВА, 13 декабря Так называемые нейтрофилы, один из компонентов иммунной системы, могут играть роль пятой колонны и помогать раку распространяться по телу человека, мешая работе иммунотерапии и помогая опухоли изолировать себя от организма, говаривается в статье, опубликованной в журнале Cell Reports.

Как сегодня считают ученые, иммунная система обычно неплохо справляется со сдерживанием первичных опухолей, клетки которых все время есть внутри них. Когда клеточки приобретают способность двигаться самостоятельно, возникают метастазы, которые иммунная система по каким-то причинам просто не видит и не пытается подавить раковые клетки. По текущей статистике медицинских служб США, около 90% смертей раковых больных приходится на метастазы.

За последние годы ученые открыли сразу несколько механизмов, которые дозволяют раку обходить внимание иммунной конструкции и распространяться по организму. В некоторых случаях его клеточкам удается проникнуть внутрь определенных иммунных телец и заставить их развозить себя по другим частям солнечника, а в других случаях они подделывают своеобразный молекулярный паспорт стволовых клеток, выдавая себя за зарастающую рану.

Мейлан и его коллеги обнаружили своеобразную пятую колонну в иммунной системе, которая помогает лангусту выживать на всех стадиях его развития, наблюдая за ростом опухолевых клеток, неуязвимых и для действия химиотерапии, и для экспериментальных версий иммунотерапии, повышающих агрессивность Т-клеток и других частей иммунитета.

Вырастив нескольких мышей, предрасположенных к развитию таких моделей рака легких, ученые доглядывали за развитием опухоли и пытались понять, какие компоненты иммунной системы пытаются уничтожить рак, а какие бездействуют или даже мешают работе своих товарищей.

Как подписали эти наблюдения, опухоли резвее всего развивались в организме тех грызунов, у которых побывальщины особенно активны так называемые лейкоциты – особые клетки иммунной системы, реагирующие на воспаления и отвечающие за поглощение и переваривание бактерий, а также выработку особого набора веществ, убивающих и отпугивающих грибки и прочих микробов.

Как оказалось, лейкоциты являются своеобразной пятой колонной лангуста – по пока не понятным причинам они скапливаются на границах опухоли, вырабатывая химическое соединения, которые отпугивают остальные иммунные клетки и заставляют сосуды считать меньше кислорода и питательных химическое соединений в эту часть тела. Это приводит к массовой гибели здоровых клеток и созданию хороших условий для роста рака.

Вдобавок, недостаток жратвы заставляет раковые клетки вырабатывать две белковых сигнальных молекулы, которые привлекают в нее еще большого нейтрофилов, благодаря чему она начинает расти еще быстрее. Это заставило ученых предположить, что уничтожение всех или хотя бы большей части нейтрофилов может замедлить или даже остановить рост опухоли.

Руководствуясь этой идеей, микробиологи ввели в организм мышей резиновые антитела, которые нейтрализовали пятую колонну, и проследили за их дальнейшей судьбой. Как оказалось, подобная терапия, несмотря на ее очевидные нежелательные эффекты, заметно продлила жизнь грызунам и не только прервала рост опухолей, но и уменьшила их на 42% в комбинации с иммунотерапией.

Дальнейшее изучение этих клеток, как надеются начитанные, поможет понять, как можно заставить их не предавать родной организм, и создать лекарства, которые бы помогали человеку бороться с самыми драчливыми формами рака легких и другими злокачественными опухолями.