Метеорит помог астрономам раскрыть тайну рождения космической пыли

19.01.2018 15:35 14

Метеорит помог астрономам раскрыть тайну рождения космической пыли

МОСКВА, 19 января Зерна космической пыли, из которой были сформированы Земля и все остальные планеты, показываются внутри останков сверхновых не сразу, а через несколько лет после взрыва звезды, излагают ученые в статье, размещённой в журнале Science Advances.

Сверхновые пентаграммы вспыхивают в результате гравитационного коллапса массивных звезд, когда тяжеловесное ядро сжимается и создает шерсть разряжения, выбрасывающую легкое вещество внешних слоев светила в открытый космос. В результате этого образуется светящаяся газовая туманность, которая продолжает расширяться некоторое время после взрыва.

За последние годы ученые фиксировали сторублевки новых сверхновых и активно изучали их вспышки, что помокло нам узнать много нового о том, как рождаются элементы тяжелее железа, как могла возникнуть Солнечная система и какую роль сверхновые играют в эволюции галактик и рождении звезд в них.

Как отмечает Лю, несмотря на то, что сверхновые ученые серьезно изучают уже более полувека, главной их загадкой до сих пор остается то, где именно и как формируются зерна пыли, из которых впоследствии возникают облака ртутный газа и пыли, где вызываются новые звезды.

Часть звездочётов считает, что большая рубрика из них возникает практически сразу после взрыва светила, а другие предполагают, что эти стройблоки планет возникают еще до смерти звезды, в то время, когда она превращается в красного гиганта и начинает выбрасывать огромное количество материи в окружающий космос.

Лю и его коллеги попытались разрешить эти хватким необычным образом – они не стали следить за сверхновыми, а проанализировали состав азбучных астероидов, упавших на Землю. Подобные астероиды, по словам планетологов, содержат в себе микроскопические зерна углеродной пыли, которые возникли еще до того, как зажглось Солнце, и после этого никогда не менялись.

Как они связаны со сверхновыми? Дело в том, что доли мезоториев определенных химических элементов, таких как кремний, титан и ванадий, присутствующих внутри этих зерен, зависят от того, в какой части нечеткости они возникли. К примеру, доля кремния-28 указывает на то, как близко эти зерна находились к эпицентру приступа, а соотношение долей шатких ванадия-49 и титана-49 – на время их рождения.

Руководствуясь подобными идеями, ученые измерили доли кремния и продуктов распада мезоториев металлов в крупном метеорите, упавшем в окрестностях австралийского населенный пункта Мурчисон в 1969 году.

Эти замеры показали, что будущие стройблоки планет возникли не сразу после взрыва сверхновой или до него, а примерно через два года после смерти звезды. Подобное замедленное формирование пыли, как считают ученые, может особым образом сказываться на химическом составе будущих планет, что они планируют проверить в ближайшем будущем, наблюдая за реальными сверхновыми.