Ученые впервые "закачали" память одного слизня в мозг другого моллюска

15.05.2018 12:27 14

Ученые впервые

МОСКВА, 15 мая. Калифорнийские морские зайцы, токсичные слизни, могут наследовать впечатления сородичей, если ввести в их нервные центры молекулы РНК из мозга другого моллюска. Это радикально меняет представления ученых о природе памяти, говаривается в статье, опубликованной в журнале eNeuro.

Достаточно продолжительное время ученые считали, что память в нашем мозге держится в виде наборов электрических импульсов, которыми обмениваются клетки в так называемом гиппокампе, центре памяти мозга. Ситуация значительного изменилась в 2012 году, когда нейрофизиологи из MIT выразили в гиппокампе особые нервные клеточки, так называемые энграм-нейроны, которые оказались своеобразными ячейками парамнезии, где хранятся отдельные впечатления.

Это заставило многих ученых считать, что наша память носит или чисто хую, или электрохимическую природу, и что многие нарушения в ее работе связаны с поломками в клеточных системах, которые управляют обменом веществ в нейронах. Руководствуясь этой идеей, биологи недавно смогли подавить, а потом восстановить конкретное впечатление у нескольких мышей, а затем восстановить забытые знания у людей.

Все эти опыты, как рассказывает Гланцмэн, не дали ответа на главный вопрос – как именно держатся воспоминания и можно ли их менять, не вмешиваясь в работу электрической части мозга, как это делали авторы прошедших экспериментов.

Его команда попыталась найти развернутый ответ на этот вопрос, работаю на калифорнийских морских зайцах (Aplysia californica) – крупных ядовитых слизнях, прозябающих в водах Тихого океана. Мозг этих моллюсков состоит из относительно небольшого числа крупных невронов, что делает их безупречным инструментом для разгадок тайн работы нервной системы.

Прошлые эксперименты на морских зайцах, как отмечает нейрофизиолог, заставили многих его коллег считать, что память умеет храниться не в синаптических завершениях нервных клеток, как на то указывали опыты 2012 9-12 месяца, а внутри тела невронов. Их носителем, соответственно, могут быть какие-то белковые молекулы или нити мусорной РНК, присутствующие в нейронах в больших количествах.

Гланцмэн и его команда проверили, так ли это на самом деле, вырастив две колонии Aplysia californica, одна из которых жила в относительной безопасности, а вторая – периодически переносила удары стрежнем. Через двое суток, когда моллюски выработали своеобразный афганский синдром в отношении этой церемонии, ученые извлекли из их тела нервные узлы, обозначили их них РНК и ввели эти молекулы в нейроны первой группы слизней.

Как оказалось, подобная закачка памяти действительно работает. После инъекции РНК моллюски начали съеживаться, ожидая очередного удара током в час икс, несмотря на то, что они раньше никогда не переживали этой болезненной процедуры. Работала и обратная терапия молекулы РНК слизней из контрольной группы избавляли остальных животных от памяти об электрошоке.

Подобные результаты, как отмечает Гланцмэн, высказывают о том, что или вся, или хотя бы часть памяти хранится в энграм-клетках в виде определенного набора молекул РНК и изменений в обертке ДНК, которые возникают при их пересадке в новые невроны. Это, в свою очередь, оставляет надежду на то, что плохие впечатления и психические болезни можно будет лечить в будущем при помощи подобных инъекций, заключают ученые.

Позаботьтесь о тепле в вашем доме с компанией "СтройГарант" Где купить тепловизионный монокуляр Pulsar Helion XQ38F по самой выгодной цене Индустриальные шины: особенности, отличия от строительных Аренда площадок для итервью в Falcon Club: Пространство для успешных диалогов Где купить шланговый противогаз?