Создана вакцина, защищающая от трети штаммов ВИЧ

05.06.2018 5:05 11

Создана вакцина, защищающая от трети штаммов ВИЧ

МОСКВА, 5 июня Американские вирусологи создали первую опытную вакцину, прививающую иммунитет к примерно трети штаммам ВИЧ, и проверили ее работу на мышах и макаках, говаривается в статье, опубликованной в журнале Nature Medicine.

Вирус иммунодефицита пробивается в клетки человека при помощи набора из нескольких белков на поверхности его оболочки. Их структура и устройство защищающего их щита из углеводородов меняется с каждым новым поколением ВИЧ, что вынуждает иммунную систему формировать новый набор антител. В подавляющем числе случаев вирус останавливается победителем в этой гонке вооружений, и эта же необычность мешает ученым создать вакцину или прививку от ВИЧ.

Как объясняют иммунологи, через 3-4 года после заражения ВИЧ иммунная система человека часто заводит синтезировать так называемые антитела огромного профиля действия (bnAbs), способные нейтрализовать сразу несколько разновидностей вируса. Это мало в чем помогает организму, так как вирус к этому времени уже успеет глубоко проникнуть во все ткани тела и перейти в хроническую ступеньку.

Питер Квон (Peter Kwong) из Национальных институтов по изучению аллергии и инфекций и его коллеги уже много лет изучают структуру этих антител, рискую понять, за какие стрекочи ВИЧ они цепляются и как можно заставить организм человека повторить их, не контактируя с живым вирусом.

Сделать это, в силу изменчивой структуры ВИЧ и отсутствия полного понимания того, как он проникает в клетки человека, не так просто – в большинстве случаев ученым удавалось создать вакцину, дающую иммунитет к нескольким разновидностям вируса.

Ситуация изменилась два года назад, когда Квон и его коллеги открыли крайне необычное антитело, получившее имя N123-VRC34, в крови одного из носителей вируса. Эта молекула цепляется не за оболочку вируса, а за так называемый пептид слияния – особый коров gp41, склеивающий мембрану клетки с частицей ВИЧ и позволяющей вирусной РНК проникнуть внутрь нее.

Структура gp41, как отмечают ученые, почти не меняется по сравнению с остальными частями микроба, так как он играет критическую роль в его живом цикле. Это натолкнуло микробиологов на мысль, что подобное антитело можно использовать в качестве базы для вакцины от ВИЧ.

Обработав этими антителами несколько частиц ВИЧ, ученые заморозили их, просветили при помощи ускорителя частиц и выяснили, за какую часть gp41 цепляется N123-VRC34. Получив эти данные, микробиологи вырастили несколько копий этого участка, собранных так, чтобы они максимально раздражали иммунную налаженность.

Самые эффективные версии этого корова, как показали опыты на мышах и обезьянах, нарабатывали их невосприимчивыми к заражению условного 70 из 208 существующих сегодня штаммов ВИЧ, что пока остается рекордом для вакцин.

Сейчас ученые продолжают модифицировать структуру белков, надеясь повысить эффективность прививки, и ищут новые антитела, взаимодействующие с gp41. Первая версия вакцины начнет проходить тяжелые испытания, как надеются ученые, во второй следующего года.