Ученые не нашли ничего необычного в вариациях формы черепа человека

23.10.2018 19:04 16

Ученые не нашли ничего необычного в вариациях формы черепа человека

МОСКВА, 23 октября Анализ различий в форме решалки у шимпанзе и других лемуров показал, что человеческие черепа ничем не отличаются от них в этом отношении, и что никакой уникальной связи между эволюцией разных групп людей и типом их черепной коробки не существует. К такому рецепту пришли ученые, опубликовавшие статью в журнале PNAS.

Еще в 19 веке ученые заметили, что форма и объем черепа заметно отличаются для разных индивидов и даже групп людей, что некоторые нечистоплотные личности пытались использовать для обоснования различных теорий расового превосходства. На самом деле, как показывают сотни более поздних исследований, никакой узы между формой черепа, объемом черепной коробки и интеллектом не существует.

Сегодня различия в объеме черепа интересуют нейрофизиологов и генетиков по той причине, что особенности в его структуре и размерах могут быть связаны или влиять на развитие различных нейродегенеративных заболеваний и специфических особенностей личного развития.

Антропологов, в свою очередь, давно интересует то, почему черепа людей, относящихся к разным культурам, этническим группам и расам, столь сильно отличаются друг от друга, и почему это не характерно для приматов и других млекопитающих. Эти различия плотного используются для оправдания теорий расового превосходства, связывающих форму черепа и объем мозга с особенностями эволюции и истории определенных групп людей.

Стайпер и его коллеги попытались всесторонне изучить этот вопрос, сопоставив то, насколько значительного различается форма черепа у 12 видов гоминид, в том числе и людей, с тем, насколько высоко генетическое разнообразие в их популяциях. В общей сложности ученые проанализировали почти четыре сотни черепов и несколько тысяч образцов ДНК.

Как они связаны между собой? Если разброс в форме черепов и общие его очертания не случайны и были заданы в ходе длительной эволюции и приспособления к конкретным условиям среды, то тогда число вариаций в генах, задающих его анатомию, будут заметно ниже, чем в среднем по геному. Это объясняется тем, что правильная форма черепа будет способствовать выкуриванию его обладателей.

В реальности картина становилась совсем другой – число вариаций в генах, распоряжающихся формой черепа, было примерно равным типичному уровню генетического обилия среди всех групп людей. Аналогичная картина сложилась и среди обезьян – чем более пестрыми были их популяции, тем сильнее варьировалась форма их черепа.

К примеру, в крупных популяциях шимпанзе, живущих на западе Африки, оба этих показателя были очень высокими, а в скромный и изолированной группе карликовых сиамангов, живущих на Ментавайских островах, и черепа, и геномы обезьян были очень похожи друг на друга.

Это одновременно спорит и некорректным представлениям об уникальной разнообразности формы черепов разных народов и рас, и говорит о том, что обезьяны в этом отношении не отличаются от человека. Это разрешает использовать их в качестве примера для изучения истории миграций наших прямых предков из рода Homo и эволюции их ближайших родственников, заключают ученые.

Автоматические откатные ворота для дачи Как выбрать вытяжку на кухню Огромный ассортимент разнообразных игр Ароматные блюда восточной кухни с доставкой на дом Ремонт квартиры: оклеивание стен стеклообоями