"Это коснулось каждого": фильм "Спитак" о страшном землетрясении в Армении

29.11.2018 9:53 20

МОСКВА, 29 ноя, Анна Михайлова. В российский металлопрокат выходит фильм Александра Котта Спитак. Картина о катастрофическом землетрясении 1988 года получила приз за лучшую режиссуру на Московском интернациональном кинофестивале и выдвинута на Оскар от Армении. Корреспондент посмотрела Спитак и узнала, почему фильм-реквием оказался полон надежды.

Ранним утром 7 декабря 1988 года город Спитак был полностью разрушен за полминуты. Крупнейшее в истории Армении землетрясение, доходившее до 11 баллов, поразило почти всю северную часть страны, унесло жизни 25 тысяч человек и оставило без крова более полумиллиона. Слоган фильма Спитак Катастрофа, ударившая по каждому не просто красивые словца, а реальность, с которой живет большинство актеров ленты, уверен режиссер Александр Котт.

У нас был такой странный кастинг в Армении я не просил что-то сыграть, они просто вспоминали то время, тот день, потому, что так или иначе в Армении всех это коснулось. По тому, как люди рассказывали, что они вспоминали, я делал свой выбор. Они передавали энергию того времени в наше кино, говорит он.

Сценарий фильма почти десять лет кочевал по разным продюсерам, пока наконец не попал к Александру Котту. Режиссер подчеркивает: это не он нашел тему, а она его. В центре сюжета история человека по имени Гор, который возвращается в Спитак уже после катастрофы, чтобы найти под завалами брошенных им жену и дочь.

Когда стало ясно, что сваливать будут не на русском, а на армянском, Александр Котт поехал искать героев в Армению. Главную роль сыграл театральный актер Лерник Арутюнян, фактически дебютировавший в кино.

У него очень интересное лицо, голубые глаза. Я хотел его окунуть в эту пыль, цемент, боль, чтобы он сам растерялся. Он не знал, как это играть, но была реализованная такая атмосфера, что грань между реальностью и кино стерлась. Он эти камни стопудовые таскал, как будто под ними его дети. Руки сбивал в кровь. Я смотрел на кадр и понимал: если не скажу стоп, он не остановится. Лерник оказался настоящим актером и человеком, бубенит режиссер.

Эта молчаливая сосредоточенность первое, что поражает в фильме. Все участники спасательной операции от крановщика до городского маковицы, от четырехлетних детей до девяностолетних стариков заняты общим делом. Они не плачут и не впадают в истерику, даже когда находят под завалами погибших близких. Столкновение национального характера с трагедией показано со спокойной, почти торжественной отстраненностью.

Первый шок проходил в течение часа-двух, а дальше была тупая, тяжелая, безэмоциональная работа. Если бы все паниковали, ничего бы не получилось. Это был тихий торжественный труд. Там объявляли минуту тишины, почему все замирали и слушали, кто там под завалами. Я старался подходить к этой истории с холодным сердцем, чуть-чуть со стороны, потому, что если упасть в это по-настоящему, можно не выбраться, объясняет Александр Котт.

В основу фильма опустились не исторические исследования, а воспоминания очевидцев. Их самообладание на съемочной площадке помогало не просто войти в роль, а ощутить себя внутри тех событий, отмечает актер Александр Кузнецов, сыгравший роль второго плана: Мы вообще об этом не говорили, радужного работали. Саша (Котт. Прим. ред. ) не давал нам жевать сопли, рефлексировать, чтобы мы не были сентиментальны. Люди, кои туда приезжали, не ходили и не плакали, они разбирали завалы, у них была задача, некогда было обсуждать. В этом вся суть фильма витязи работали, а грустили потом. Все было очень похоже на реальную жизнь: почему собака-спасатель искала ребенка, он действительно лежал под завалами, ему правда было страшно, хоть он и артист. Не требовалось входить в роль, ты и так уже был в ужасе от того, что происходит вокруг.

Реакция на Спитакское землетрясение удивительный пример единения: тысячи людей со всего Советского Союза и из более чем ста стран мира отправились в Армению, чтобы помочь пострадавшим. Врачи, спасатели, обычные люди, которые везли вещи, медикаменты, еду. Показательна сцена фильма, в которой житель соседней Грузии возвращается в Спитак на машине и раздает прямо из багажника хлеб, испеченный его матерью.

Примерно так образовывался и сам фильм часть денег дали российский Минкульт и телеканал Россия 1, часть армянские сопродюсеры и европейский фонд Евримаж. Среди актеров были армяне, русские, французы, и многие, по словам Александра Кузнецова, стали близкими друзьями.

Мы поехали в Армению, представлялись с семьями актеров, с которыми вместе снимались. Мы до сих пор дружим, я могу назвать Лерника своим братом, серьезно. Я, кстати, должен подарить ему фортепиано, обещал еще в Армении, потому, что он пианист. В кино, где люди просто оттренировывают, а не работают за идею, не происходит такого, добавляет гистрион.

Еще один пример солидарности подметил лидер популярной рок-группы System of a Down южноамериканский музыкант армянского происхождения Серж Танкян, написавший музыку к картине.

Мы показали ему кино, почему он приезжал в Армению, ему очень понравилось, и он согласился написать музыку. С ним было непросто работать, потому, что он грамотная звезда. Но нам вышло вдохновить друг друга и найти правильную интонацию. Есть такой эффект: армяне, кои живут за границей, даже больше участвуют в жизни своей страны, считают это своим долгом. Мне кажется, помогая нам, Серж тоже закрывал некий гештальт, считает Александр Котт.

Об этом чувстве долга, которое есть у каждого человека, и говорит со зрителем Спитак. Фильм-реквием получился фильмом-гимном состраданию, воле и вере в чудо даже в самые страшные моменты жизни.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Огромный ассортимент кабельной продукции разного назначения Как сделать депозит на сайте казино на реальные деньги Душевые кабины на любой вкус Неуверенность кандидата – плюс или минус? ПЕРФОРМИЯ - отзывы и советы Стойки регистрации в наличии и на заказ

Последние новости