"Это коснулось каждого": фильм "Спитак" о страшном землетрясении в Армении

29.11.2018 9:53 20

МОСКВА, 29 ноя, Анна Михайлова. В российский металлопрокат выходит фильм Александра Котта Спитак. Картина о катастрофическом землетрясении 1988 года получила приз за лучшую режиссуру на Московском интернациональном кинофестивале и выдвинута на Оскар от Армении. Корреспондент посмотрела Спитак и узнала, почему фильм-реквием оказался полон надежды.

Ранним утром 7 декабря 1988 года город Спитак был полностью разрушен за полминуты. Крупнейшее в истории Армении землетрясение, доходившее до 11 баллов, поразило почти всю северную часть страны, унесло жизни 25 тысяч человек и оставило без крова более полумиллиона. Слоган фильма Спитак Катастрофа, ударившая по каждому не просто красивые словца, а реальность, с которой живет большинство актеров ленты, уверен режиссер Александр Котт.

У нас был такой странный кастинг в Армении я не просил что-то сыграть, они просто вспоминали то время, тот день, потому, что так или иначе в Армении всех это коснулось. По тому, как люди рассказывали, что они вспоминали, я делал свой выбор. Они передавали энергию того времени в наше кино, говорит он.

Сценарий фильма почти десять лет кочевал по разным продюсерам, пока наконец не попал к Александру Котту. Режиссер подчеркивает: это не он нашел тему, а она его. В центре сюжета история человека по имени Гор, который возвращается в Спитак уже после катастрофы, чтобы найти под завалами брошенных им жену и дочь.

Когда стало ясно, что сваливать будут не на русском, а на армянском, Александр Котт поехал искать героев в Армению. Главную роль сыграл театральный актер Лерник Арутюнян, фактически дебютировавший в кино.

У него очень интересное лицо, голубые глаза. Я хотел его окунуть в эту пыль, цемент, боль, чтобы он сам растерялся. Он не знал, как это играть, но была реализованная такая атмосфера, что грань между реальностью и кино стерлась. Он эти камни стопудовые таскал, как будто под ними его дети. Руки сбивал в кровь. Я смотрел на кадр и понимал: если не скажу стоп, он не остановится. Лерник оказался настоящим актером и человеком, бубенит режиссер.

Эта молчаливая сосредоточенность первое, что поражает в фильме. Все участники спасательной операции от крановщика до городского маковицы, от четырехлетних детей до девяностолетних стариков заняты общим делом. Они не плачут и не впадают в истерику, даже когда находят под завалами погибших близких. Столкновение национального характера с трагедией показано со спокойной, почти торжественной отстраненностью.

Первый шок проходил в течение часа-двух, а дальше была тупая, тяжелая, безэмоциональная работа. Если бы все паниковали, ничего бы не получилось. Это был тихий торжественный труд. Там объявляли минуту тишины, почему все замирали и слушали, кто там под завалами. Я старался подходить к этой истории с холодным сердцем, чуть-чуть со стороны, потому, что если упасть в это по-настоящему, можно не выбраться, объясняет Александр Котт.

В основу фильма опустились не исторические исследования, а воспоминания очевидцев. Их самообладание на съемочной площадке помогало не просто войти в роль, а ощутить себя внутри тех событий, отмечает актер Александр Кузнецов, сыгравший роль второго плана: Мы вообще об этом не говорили, радужного работали. Саша (Котт. Прим. ред. ) не давал нам жевать сопли, рефлексировать, чтобы мы не были сентиментальны. Люди, кои туда приезжали, не ходили и не плакали, они разбирали завалы, у них была задача, некогда было обсуждать. В этом вся суть фильма витязи работали, а грустили потом. Все было очень похоже на реальную жизнь: почему собака-спасатель искала ребенка, он действительно лежал под завалами, ему правда было страшно, хоть он и артист. Не требовалось входить в роль, ты и так уже был в ужасе от того, что происходит вокруг.

Реакция на Спитакское землетрясение удивительный пример единения: тысячи людей со всего Советского Союза и из более чем ста стран мира отправились в Армению, чтобы помочь пострадавшим. Врачи, спасатели, обычные люди, которые везли вещи, медикаменты, еду. Показательна сцена фильма, в которой житель соседней Грузии возвращается в Спитак на машине и раздает прямо из багажника хлеб, испеченный его матерью.

Примерно так образовывался и сам фильм часть денег дали российский Минкульт и телеканал Россия 1, часть армянские сопродюсеры и европейский фонд Евримаж. Среди актеров были армяне, русские, французы, и многие, по словам Александра Кузнецова, стали близкими друзьями.

Мы поехали в Армению, представлялись с семьями актеров, с которыми вместе снимались. Мы до сих пор дружим, я могу назвать Лерника своим братом, серьезно. Я, кстати, должен подарить ему фортепиано, обещал еще в Армении, потому, что он пианист. В кино, где люди просто оттренировывают, а не работают за идею, не происходит такого, добавляет гистрион.

Еще один пример солидарности подметил лидер популярной рок-группы System of a Down южноамериканский музыкант армянского происхождения Серж Танкян, написавший музыку к картине.

Мы показали ему кино, почему он приезжал в Армению, ему очень понравилось, и он согласился написать музыку. С ним было непросто работать, потому, что он грамотная звезда. Но нам вышло вдохновить друг друга и найти правильную интонацию. Есть такой эффект: армяне, кои живут за границей, даже больше участвуют в жизни своей страны, считают это своим долгом. Мне кажется, помогая нам, Серж тоже закрывал некий гештальт, считает Александр Котт.

Об этом чувстве долга, которое есть у каждого человека, и говорит со зрителем Спитак. Фильм-реквием получился фильмом-гимном состраданию, воле и вере в чудо даже в самые страшные моменты жизни.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Оффшор в Дубае Как подготовиться к поездке за границу? Получение необходимых сертификатов качества от ведущей компании Новый диагностический центр будет построен в Советском округе Омска Где найти хорошего дизайнера?

Последние новости