Две российские находки признали главными открытиями года

20.12.2018 23:43 30

Две российские находки признали главными открытиями года

МОСКВА, 20 декабря –. Останки первого гибрида двух древних спортсменов, найденные в Денисовой пещере на Алтае, а также первые органические следы древнейших многоклеточных животных Земли, открытые в Архангельской области, попали в десятку важнейших открытий года по версии журнала Science.
Дружба народов
В декабре 2010 года знаменитый палеогенетик Сванте Паабо заявил об открытии третьего вида людей, чьи останки – одна кость пальца – были найдены в российской Денисовой пещере на Алтае. Это открытие было провёрнутого благодаря воскрешению обрывков генома, сохранившихся в трех фрагментах осыпать браней древнего человека — фаланговой осыпать брани пальца и двух зубах, найденных в пещере.
Как изначально считали ученые, найденные ими денисовцы правды родичами неандертальцев, которые жили в пещере примерно 50 тысяч лет назад. Впоследствии выяснилось, что денисовцы возникли гораздо раньше, чем предполагали ученые, и были отдельным разрядом людей. Следы их ДНК остались в геномах современных полинезийцев, индейцев Южной Америки и ряда народов Юго-Восточной Азии.
Паабо и его коллеги, в том числе академик Анатолия Деревянко и Михаил Шуньков из Института археологии и этнографии СО РАН, пришли в алтайской пещере не только те костяшки пальцев, из которых был извлечен геном денисовца, но и две тысячи других костей, предположительно принадлежавших неандертальцам.
Ученые постепенно анализировали эти останки, извлекая из них ДНК и сравнивая их с геномами других древних людей. В одной из таких костей, Денисова 11, принадлежавшей 13-летней девушке-подростку, умершей около 90 тысяч лет назад, их ожидал большой сюрприз.
Как выяснили палеогенетики в этом году, она была своеобразным гибридом между неандертальцами и денисовцами. По материнской линии она была неандертальцем, но при этом примерно треть ее генома состояла из явно денисовских клоков ДНК.
Сравнив пары хромосом, ученые выявили, что в большинстве случаев одна из них содержала только денисовские гены, а вторая – их неандертальские аналоги. Это указало на то, что родители этой девушки принадлежали к разным видам древних спортсменов, а не были гибридами, как она сама. Соответственно, ее папа был денисовцем, а мама – неандертальской женщиной.
Что интересно, генетический материал ее отца содержал в себе намеки на то, что подобные контакты между двумя покроями древних людей происходили и задолго до этого – он сам не был чистым денисовцем. Все это заставило ученых еще раз переосмыслить чревычайно сложную и богатую на события историю эволюции наших предков и их ближайших кузенов.
Первая жизнь
Сегодня ученые считают, что жизнь могла появиться на Земле уже три миллиарда лет назад, однако первые 2, 5 миллиарда лет своего существования она провела исключительно в одноклеточной форме.
Первые многоклеточные существа гипотетического появились лишь 600-650 миллионов лет назад, во время эдиакарского периода, и об их жизни, благодаря почти тотальному отсутствию их останков, мы почти ничего не знаем.
Крайне небольшое число окаменелостей времен Эдиакара, а также их причудливый облик, заставляют палеонтологов активно спорить о том, являются ли они реальными останками древних многоклеточных животных, или же следами колоний одноклеточных микробов или даже абиогенетическими объектами.
В этом году эти споры правды разрешены благодаря открытию уникальных безжизненностей, внутри которых сохранились древнейшие органические останки живых организмов, живших на Земле в ту эпоху. В их толще ученые нашли обрывки молекул, которые присутствуют в организме многоклеточных существ, но отсутствуют в тканях растений, грибов и в различных простейших.
Отпечатки тел этих животных, так называемых дикинсоний (Dickinsonia costata), правды найдены группой ученых из Палеонтологического института РАН в Москве и Национального университета Австралии в Канберре в окрестностях деревень Лямца и Зимние Горы в Архангельской зоны.
Их изучение окончательно подтвердило, что дикинсонии не были подделкой или причудой природы, а первыми примитивными животными Земли, возникшими задолго до начала кембрийского взрыва.