Место силы для сильной женщины. Магнитогорск поверил в Веру Алентову раньше Москвы

16.06.2017 19:10 12

Место силы для сильной женщины. Магнитогорск поверил в Веру Алентову раньше Москвы

Народная артистка России побывала в нашем городе во время гастролей Московского драматического театра имени Пушкина, в котором она служит более полувека.

Перед первым спектаклем легендарная актриса встретилась с магнитогорскими журналистами. Разговор шел не только о театре и кино…

ТРАВЫ ЗАГОВОРНЫЕ

Приехав в Магнитогорск, Вера Валентиновна первым делом отправилась на экскурсию по городу и посетила наш историко-краеведческий музей. И это неспроста − с Магнитогорском ее связывает давняя история.

В начале 1960-х годов Вера, окончив школу, поступала в медицинский университет в Барнауле. Она мечтала пойти по стопам дедушки − стать врачом. Этого очень хотела и ее мама, актриса Ирина Алентова.

− Я рано стала взрослой, рано узнала, что такое безденежье, − рассказывает Вера Валентиновна. − Папы не стало, когда я была совсем маленькой, мы с мамой жили вдвоем, жили очень трудно. Когда рано взрослеешь, рано начинаешь понимать беды другого человека. Я очень любила и всегда очень боялась огорчить свою маму.

Место силы для сильной женщины. Магнитогорск поверил в Веру Алентову раньше Москвы

Но во время приемных экзаменов в медицинский Вера вдруг увидела объявление о том, что Алтайский краевой театр драмы набирает молодых артистов. Она с легкостью прошла прослушивания, ее взяли во вспомогательный состав. Зато баллы на последнем вступительном экзамене в медуниверситет Вера недобрала.

− Об этих двух новостях, плохой и хорошей, я рассказала маме, − говорит Вера Алентова. − Она была человеком суровым и сказала мне: если ты хочешь быть артисткой, тебе нужно ехать в Москву и поступать в театральный. И отправила меня работать на завод.

Следующим летом накануне вступительных экзаменов в столице Вера вместе с мамой оказалась в Магнитогорске − театр, в котором служила Ирина Алентова, приехал в наш город на гастроли. Спектакли шли в старом здании магнитогорского драмтеатра – ныне это левобережный Дворец культуры металлургов.

Однажды Вера, которая страшно волновалась перед ответственными экзаменами, забравшись на одну из магнитогорских гор, стала молиться «всем богам», прося помощи в поступлении и «уговаривала все травки помочь в этой радостной беде». Вскоре она поступила в Школу-студию МХАТ, после окончания которой пришла в Московский драматический театр имени Пушкина, начала сниматься в кино. Вере Алентовой была уготована судьба всемирно известной актрисы – фильм «Москва слезам не верит», в котором она сыграла роль главной героини, после присуждения ему премии «Оскар» увидели зрители более ста стран.

Место силы для сильной женщины. Магнитогорск поверил в Веру Алентову раньше Москвы

Но Вера Валентиновна не забыла историю, произошедшую с ней в Магнитогорске. И вот 56 лет спустя, узнав, что во время «Больших гастролей-2017» ей удастся приехать в наш город на несколько дней, Алентова решила непременно побывать на той самой горе, которая, как уверена актриса, сыграла магическую роль в ее судьбе, чтобы поблагодарить высшие силы за помощь. Сейчас это «место силы» − возможно, гора Карадыр − посещаемо магнитогорцами и гостями города, там находится смотровая площадка. А в начале 1960-х вершина утопала в травах и цветах…

С большим интересом отнеслась народная артистка и к экспонатам Магнитогорского историко-краеведческого музея, с которыми ее познакомил директор учреждения Александр Иванов.

− Я убеждена, что каждое пространство хранит в себе память о людях, которые в нем побывали, о разговорах, о человеческих драмах, − считает Вера Алентова. − С этим связана и моя любовь к музеям. Я получила огромное удовольствие от экскурсии в краеведческий музей. Там работают увлеченные люди, они с великой любовью относятся к каждой вещичке, которая там хранится!

НА КОМ ТЕАТР ДЕРЖИТСЯ

И все же главное пространство, в котором должна была оставить свой след актриса, – это пространство сцены магнитогорского драмтеатра.

− Перед спектаклем нужно «завоевать» площадку, она должна быть твоим другом, − уверена Вера Валентиновна, которая на встрече с журналистами говорила и о своем глубоком уважении и любви к актерам периферийных театров, которые остаются верными своей профессии, несмотря на разные трудности. И сомневаться в искренности слов Веры Алентовой не приходится, ибо непростую судьбу актрисы периферийного театра прожила ее мама.

− Мама была хорошей актрисой, играла главные роли, − рассказывает Вера Валентиновна. – Она отправила меня получать профессиональное образование потому, что не хотела, чтобы моим уделом были роли из разряда «кушать подано». Хотя я считаю, что люди, которые, несмотря на наличие диплома, играют такие роли и остаются в театре – это великие люди. Они любят искусство в себе, а не себя в искусстве. С огромной любовью и уважением я отношусь и к людям других театральных профессий – реквизиторам, гримерам, костюмерам – всем, на ком держится театр. Когда я что-то делаю на сцене, я иногда прошу их сесть в зале и «проверяю» все на них. Они − чуткое театральное «ухо».

Место силы для сильной женщины. Магнитогорск поверил в Веру Алентову раньше Москвы

Для актрисы очень важно «передать эмоцию, не нарушая ее естественности», ведь «люди приходят в театр за живой эмоцией».

− Чем театр отличается от телевидения, от кино – тем, что это все-таки живое дело. А живое оно тем, что происходит вот сейчас на самом деле, − рассказывает Вера Алентова. − И даже если постановка идет дважды за один день, утром и вечером, вечером это будет совсем другой спектакль. Он каждый раз звучит по-новому, и даже запись не передает того нерва, той атмосферы, которая существует в зале во время демонстрации спектакля.

«ЛЮБОВЬ РОЖДАЕТ ГЕНИЕВ»

С 2009 года Вера Алентова преподает в актерско-режиссерской мастерской ВГИКа, руководит которой режиссер Владимир Меньшов. Нынешнее поколение молодежи заметно отличается от поколения студентов 1960-х, отмечает Вера Валентиновна.

− Молодые люди стали гораздо раскованнее, и может быть, даже совершеннее. Были времена, когда люди на улице шарахались от камеры, у молодых актеров был страх перед зрителем. Нас учили преодолевать этот зажим с помощью приема «четвертой стены» − воображаемой стены между актерами и зрителями. Сейчас этой стены не существует, зрителю можно сказать все что угодно, прокричать, прохохотать − эта составляющая ушла из театрального образования.

Место силы для сильной женщины. Магнитогорск поверил в Веру Алентову раньше Москвы

Это «другое поколение» вечно опаздывает или может вовсе пропустить занятия, может позволить себе плохо выучить и плохо сдать экзамен, мало читает, но…

− Я многое поняла про это поколение и перестала предъявлять к нему суровые требования, − говорит Вера Алентова. – Когда мы учились, было ощущение, что у нас 48 часов в сутках – столько мы всего успевали. Помимо обязательных театральных изданий читали все – «Иностранную литературу», «Технику − молодежи», «Науку и жизнь», ходили в политехнический музей, на диспуты всех наших поэтов, в театр на Таганке, в «Современник». Если бы нынешние молодые люди успевали хотя бы треть от того, что успевали мы, они были бы гениями. Но они не успевают, потому что инфантильны, они дольше нас остаются детьми, но я не говорю, что это плохо. Это значит, что они живут в хорошее, спокойное время, раз у них есть возможность оставаться детьми. Это дети, которые выросли в любви, а любовь рождает гениев. Это так приятно, когда они показывают свои работы. У нас было очень суровое восприятие партнера, мы критиковали, а они так по-детски смеются, так радуются любой мелочи, любому маленькому успеху.

Место силы для сильной женщины. Магнитогорск поверил в Веру Алентову раньше Москвы

Главное, чему молодых актеров нужно научить – наблюдательность.

− Мы даем студентам такое задание – наблюдение, − рассказывает Вера Валентиновна. − Они наблюдают, чтобы потом показать нам. Наша профессия очень зависима от тех впечатлений, которые мы получаем. Каким образом они откладываются в голове и в сердце, я вам не могу сказать, но у актеров они откладываются в какое-то другое место. Я называю это «чемоданчик наблюдений». Есть какие-то наблюдения, которые ты используешь всю жизнь.

ВРЕМЯ ЖЕНЩИН В МУЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Один из принципов отношения к искусству, которому старается неукоснительно следовать Вера Алентова, – не судить. Ведь многое в оценке зависит от личного восприятия.

− Если это не насилие, не призыв к войне, не порнография – то, что запрещено законом, оно имеет право быть. Но эпатаж ради эпатажа мне не близок.

Не очень вдохновляет актрису и современный российский кинематограф – сегодня нелегко отыскать фильмы, «о которых можно поговорить по душам».

А когда-то в 1980-м году некоторые критики недоумевали и по поводу огромного зрительского успеха фильма режиссера Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Сегодня мы не только видим в нем мелодраму, слышим нотки ностальгии по шестидесятым годам прошлого века и попытку осмыслить логику человеческой судьбы. Есть и те, кто усматривает в картине намек на проблему, ставшую актуальной в наше время, некий «гендерный перекос», в результате которого женщины в последние годы нередко претендуют на ведущую роль в обществе.

Место силы для сильной женщины. Магнитогорск поверил в Веру Алентову раньше Москвы

Посмотрев на сюжет и характеры знаменитого фильма с позиций современности, кто-то уже начал невольно сомневаться в возможности совместного счастья главных героев − Катерины и Георгия. Кстати, идея о съемках продолжения картины возникала у многих. Но Вера Алентова говорит, что из подобных попыток, как правило, ничего хорошего не выходит, и считает эту незабываемую историю оконченной. А на следующий день после отъезда Московского драматического театра имени Пушкина из нашего города стало известно о смерти исполнителя роли Георгия − народного артиста СССР Алексея Баталова…

Образ сильной женщины Вера Алентова воплотила и в фильме режиссера Юлия Райзмана «Время желаний», вышедшем на экраны в 1984 году. В финале картины муж героини, которого играл Анатолий Папанов, получив повышение по службе, умер от сердечного приступа.

− Во «Времени желаний» героиня – сильная женщина, но дело не в этом. Она вышла замуж не по любви. Если бы она любила мужа, она поняла бы, что это ему не по силам. Но она видела себя женой министра, и это главенствовало, − говорит Вера Валентиновна. А что касается того самого «перекоса»…

− Особенно сильно это стало заметно в 1990-е, когда мужчины несколько растерялись, женщины среагировали на ситуацию быстрее, стали зарабатывать больше, − отмечает Вера Алентова. − Но я в этом вопросе оптимист. Поскольку мы страна православная, в нас заложено, что семья – это мужчина во главе. И вообще, несмотря на сложившуюся ситуацию, в министрах и в Госдуме у нас, в основном, мужчины, у нас мужское государство.

В своей семье Вера Алентова, по крайней мере, старается поддерживать патриархат. Какое бы решение не принял ее муж Владимир Меньшов – Вера Валентиновна всегда готова его поддержать, и это доказано на деле. Например, когда режиссер отказался вручать кинонаграду фильму «Сволочи», супруга согласилась с его позицией.

− Я очень уважаю этот поступок моего мужа, − говорит актриса. − Это случай, когда говорят о том, как бы ты поступил, насколько ты честен, насколько ты правдив, насколько ты не трус.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Недорогие сауны Самары Неизменные преимущества покупки автомобилей Toyota Быстрая и качественная организация фуршетов Качественные шланговые системы для перемешивания навоза от отечественного производителя Все о невероятной Арктике

Последние новости