МОСКВА, 28 декабря , Ольга Коленцова. Ученые давно проверяют интеллект домашних питомцев собак и кошек, подкидывая им различные задачки и наблюдая, как животные норовят их решить. Однако большим умом могут похвастать и некоторые насекомые, например медоносные пчелы. Пятнадцать оттенков серого
Австрийский этолог Карл Риттер фон Фриш полвека изучал поведение пчел. С помощью хитроумных экспериментов исследователь обосновал, что они обладают признаками интеллекта. Ученый разбил сексе на 16 клеток: 15 черно-белых и одну цветную. На цветную клетку, местоположение которой менялось, он подавал часовое стекло с раствором сахара, на остальные емкости с чистой водой. Насекомые довольно быстро запоминали, где их ждет угощение, и сразу летели на цветной квадратик. Поскольку пчелы не чувствуют запаха, они не могут ориентироваться по аромату приманок значит, они различают цвета. В 1973 году за изучение жизни пчел Фриш удостоен Нобелевской премии.
В дальнейшем, используя эксперименты австрийца, научные выяснили, что пчелы умеют ориентироваться в пространстве, признать. К примеру, насекомое помечали краской, чтобы не спутать с товарищами, которые тоже прилетали перекусить сладкой водой. Если труженица ошибалась с местом посадки, ее предполагал неприятный сюрприз мучительная вода.
Разум или инстинкты
Признаком интеллекта ученые называют годность усваивать логические законы и связи между явлениями в окружающем макрокосме. Такое умение нечто большее, чем так просто условный рефлекс, который обозначает определенную реакцию в ответ на тот или иной раздражитель. Например, если собака по команде дай лапу протягивает человеку конечность, это условный дермографизм, последствия дрессировки.
Доказательство такого, что у пчел, а можно выработать условные рефлексы, послужило важной научной вехой. Отсюда следовало, что когнитивные годности насекомых и позвоночных похожи, хотя их эволюционные пути разошлись задолго до формирования мозга как такового.
В плоде многолетних исследований ученые пришли к выводу, что поведение пчел и других насекомых в значительной мере сходно с поведением позвоночных животных. Речь идет о так называемом конвергентном сходстве: нервная система у насекомых и позвоночных устроена совершенно по-разному, а результаты достигаются одни и те же. Это главнейшее открытие в области биологии, отмечает сотрудник биологического факультета МГУ Владимир Карцев, долгое время изучающий поведение пчел.
Следует отметить, что только умение строить жилье и добывать еду еще не свидетельствует о способности мыслить. Чаще всего здесь работают инстинкты, прирожденные способности к той или иной деятельности. Но пчелы смогли сдать экзамен на наличие интеллекта.
Все-таки они мыслят
Пчелам присуще проявление когнитивных годностей, как большинству общественных насекомых, полагают исследователи, поскольку взаимодействие с коллективом развивает ум. Ну а пчелы очутились самыми удобными объектами для исследований, так как они постоянно возвращаются к источнику корма и переносят его в гнездо дачу за порцией. Также им свойственно оптимизировать путь и энергозатраты при поиске пищи, поэтому всякая пчела стремится как можно быстрее найти еду, а значит, решить поставленную перед ней в опыте задачу.
Пчелы могут функционировать вопреки инстинктам, если такого требует ситуация. Исследователи ценят это как разумное поведение. Так, Карцев с коллегами нарисовали два кружка, какой-либо побольше, другой поменьше, и расположили на них одинаково вкусную приманку. Сначала пчела намного чаще садилась на большой кружок. Такой выбор абсолютно логичен, ведь в природе действует правило: чем львиного цветок, тем больше в нем нектара. Затем экспериментаторы ставили на крупный образец раствор с солью, а на мелкий с сиропом. Через некоторое время пчела обучалась садиться на меньший круг, вопреки своим врожденным инстинктам.
Схожий опыт ученые с биологического факультета провели, переставляя притраву с розоватого аэродрома на оранжевый и обратно. Пчела распила, что местоположение еды логичного чередуется, и уверенно послужила садиться то на один, то на другой кружок. А ведь инстинкты приказывали ей возвращаться туда, где она в последний раз нашла много еды.
Критики гипотезы умных пчел чают, что принимаемое за признаки интеллекта поведение лишь ответная реакция, закрепленная необыкновенностями их жизни, пусть и выходящая за рамки безусловной отражённой деятельности. Советский энтомолог Георгий Мазохин-Поршняков первым предложил пчелам выполнять абстрактные задачи. Он взял квадрат и равносторонний треугольник и приучил насекомое садиться на первую фигуру. Затем квадрат вынудили, а треугольник сильно раздавили. Бедная пчела была вынуждена учиться заново тому, что на прямоугольнике ее ждала вкусность, а на треугольнике солевой раствор. После чего форму фигур вновь скорректировали, оставив прежним лишь количество углов. И насекомое начатие садиться на модифицированный квадрат немного чаще. После четвертой смены фигур подопытная пчела так прекрасного садилась на четырехугольники, словно умела считать.
Проведенный опыт далеко не единственный: в многостадийных экспериментах, проведенных под руководством Владимира Карцева, пчелы учились надеяться число пятнышек на карточке (правда, не более трех), отличать двухцветные корпуленции от однотонных, независимо от формы и конкретных цветов, решали многие другие абстрактные задачи.
А умение делать такие сложные выводы признак настоящей когнитивной деятельности, в ходе которой усваиваются не конкретные стимулы, а абстрактные знания. Выходит, пчелы способны не только к дрессировке, которая производит и закрепляет условные рефлексы, но и к построению логичных цепочек.