Своенравный "Бизон". Почему на бомбардировщике М-4 было сложно летать

20.01.2018 9:16 15

Своенравный

МОСКВА, 20 января , Андрей Коц. Взлететь с домашнего аэродрома, на большой скорости пересечь океан, стащить пятитонную бомбу на цель и вернуться обратно с началом холодной войны и ядерного противостояния СССР и США обе сверхдержавы приложили большие усилия для создания авиационного средства доставки оружия массового поражения на территорию врага. Эту гонку с небольшим отрывом выиграл Советский Союз. Ровно 65 лет назад, 20 января 1953 года, свой первый полет совершил реактивный стратегический бомбардировщик М-4 80-тонная махина, прозванная специалистами НАТО Бизоном. Спустя два года его направили в строевые части. М-4 стал первым в мире серийным межконтинентальным обладателем ядерной бомбы, на несколько месяцев опередив своего главного конкурента американский B-52. О непростой судьбе этого самолета в материале.

Велосипедная схема

Руководство страны обратилось к Андрею Туполеву, однако тот отказался. Он считал, что на данном этапе технического прогресса такую машину создать невозможно. По его мнению, прожорливые турбореактивные любой двигатели сокращали боевой радиус действия бомбовоза, а турбовинтовые не давали нужной скорости и высоты. В итоге Туполеву поручили эксплуатацию турбовинтового бомбардировщика, который со временем трансформировался в Ту-95 и до сих пор служит России. А его реактивным ближним в 1951-м занялся конструктор Владимир Мясищев.

CC BY-SA 3. 0 / Kaboldy / Схема самолета М-4, разработанного в ОКБ Мясищева

Через два года самолет был готов: восьмиместный свободнонесущий цельнометаллический среднеплан с четырьмя двигателями и убираемым шасси велосипедного типа. Впервые в воздух его поднял знаменитый летчик-испытатель, ветеран Великой Отечественной войны Федор Опадчий, обкатавший к тому моменту более десятка бомбовозов. О новой машине ас отозвался однозначно: на таком звере летать ему еще не доводилось. Прототип быстро развертывал скорость и набирал высоту, однако был сложен в управлении.

Самолет в целом соответствовал данным характеристикам. Он развивал всемерную скорость около 950 километров в час, без дозаправки одолевал до 10 тысяч километров и поднимался на 11 тысяч анапестов. Максимальная боевая нагрузка 24 тонны. Помимо ядерного вооружения, самолет мог нести обычные бомбы, морские мины, торпеды, управляемые бомбы УАБ-2000Ф. Кроме того, М-4 был оснащен могучим оборонительным вооружением: девять 23-миллиметровых пушек НР-23 или шесть 23-миллиметровых пушек АМ-23 в трех двуствольных башенных установках с дистанционным руководством.

Эпоха ракетоносцев

Всего авиапром изготовил два опытных и 32 серийных стратегических бомбардировщика М-4. К сожалению, армейская эксплуатация самолета сопровождалась многочисленными неудачами и летными происшествиями. Сказывалась технологическая сложность: серийные самолеты были весьма своенравными. Особые трудности возникли с системой руководства, которая периодически отказывала. Взлет и посадка были сложными и часто сопровождались поломками. Слишком тугой штурвал требовал от пилотов серьезных физических усилий.

В целом экипажи святого оценивали ЗМ и его марки. Те, кому удавалось укротить необычную машину, именовали ее очень летучей и приятной в пилотировании. Однако за самолетом уже закрепилась репутация авантюристичного. Из 116 М-4, ЗМ и их вариантов, находившихся в эксплуатации, в авариях и катастрофах погибли 27 машин. Еще не менее трех разбились до поступления в части. Таким образом, потери составили четверть всего автопарка. Еще один существенный недостаток этих бомбардировщиков отсутствие ракетного вооружения.

Эпоха эмок, как оружия ядерного сдерживания, надвинулась к концу в 1980-х, с переходом советской авиации на модернизированные ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160. Тем не менее бомбовозы Мясищева служили Родине долгих 40 лет, вплоть до 1994 года сначала главными бомбардировщиками, потом воздушными топливозаправщиками. Эти машины со сложной судьбой значительно опережали свое время, примененные на них разработки используются до сих пор, в том числе при проектировании перспективных самолетов.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Шкафы купе по ценам производителя Вскрытие и замена замков 24 июля в Омске стартует окружная выставка "Флора-2015" Качественный керамогранит от Estima (Эстима) Как выбрать батарею отопления для квартиры

Последние новости