Сказка со счастливым финалом: режиссер Соколов рассказал о "Гофманиаде"

02.06.2018 0:43 15

Сказка со счастливым финалом: режиссер Соколов рассказал о

МОСКВА, 1 июн, Валерия Высокосова. Старейшая в России студия Союзмультфильм новую страницу своей жизни начала с завершения одного очень продолжительного проекта кукольного мультфильма Гофманиада, который сейчас триумфально шествует по международным фестивалям. В интервью режиссер Станислав Соколов рассказал о том, как изменилась картина с момента мысли, с кого художник Михаил Шемякин рисовал главного героя и где премьеру ждут с особым трепетом.

Все эти годы над Гофманиадой работал режиссер-мультипликатор Станислав Соколов, который недавно отметил 71-й провали рождения. На Союзмультфильме он работает больше полувека: молодой мультипликатор начинал в технике рисованной анимации, но позднее перешел в кукольный цех, где дебютировал в 1977 году с короткометражной картиной Догада. Также его авторству принадлежат фильмы Черно-белое кино, Падающая тень, Большой подземный бал и несколько международных проектов.

Экстраординарное упорство

Разумеется, работа над каждым полнометражным мультфильмом, будь то анимация или художественное кино, требует не менее пяти лет, уточнил режиссер в беседе с , но для создания картины такого масштаба, как Гофманиада, нужна была еще и студия в мощном виртуальный рабочем состоянии с большим штатом помощников. Этим Союзмультфильм в 2000-х похвастаться не мог – здесь часто менялось руководство, не хватало рабочих рук и финансирования, поэтому в 2002 году Михаил Швыдкой, упражнявший пост министра культуры РФ, поручил разделить один полнометражный мультфильм на три небольших картины. Первоначальный и последующие сценарии к Гофманиаде Соколов писал совместно с драматургом Виктором Славкиным, который ушел из жизни четыре хотя бы года назад.

Мы, когда с Виктором Славкиным писали сценарий, думали о том, чем судьба Гофмана перекликается с проблемами современного индивида. Каждый человек мечтает о том, что он когда-нибудь реализует себя не на 50, а на все 150 процентов, и кроме своего ремесла он может быть и поэтом, и композитором. Гофман был очень типичным фискалом, который днем писал рапорты и приказы, а ночью предавался фантазии, переносился в волшебные страны. Он блестящий представитель романтической литературы и музыки, и графики. Мы отчасти воспроизводили его стиль, отметил Соколов.

Неудивительно, что в немецком городе Бамберг, где некоторое время жил Гофман, к Станиславу Соколову относятся с большим уважением. Совсем недавно ему вручили плакетка Общества Эрнста Теодора Амадея Гофмана, седьмую за всю историю существования музея. Награду Соколов получил за вклад в распространение высокого искусства Эрнста Гофмана и как знак признания его беспримерной преданности и упорству, которые позволили довести работу до конца.

В Германии ждут, когда мультфильм выйдет на большом экране в немецком дубляже, с песнями. Для них это очень интересно, потому, что Гофман у них национальный классик, пояснил режиссер.

Творческая келья

Каждая кукла для Гофманиады создавалась вручную по эскизам известного художника Михаила Шемякина, рисункам самого Станислава Соколова и Елены Ливановой. Всего в мультфильме их использовалось около 120, причем пять из них – собственно, Гофманы в разные периоды жизни и творчества: есть совсем маленький мальчик Эрнст, юный тромбонист, Гофман-чиновник с грустным лицом, Гофман – популярный писатель в бархатном камзоле. Также в мультфильме есть девушка-змейка, человек-попугай, злодей Коппелиус из сказки Песочный человек, знаменитый Крошка Цахес и многие другие.

Несмотря на затянувшуюся работу над проектом, режиссер говорит о нем с неизменной нежностью – кажется, от Гофмана и его героев он ничуть не устал. Он и сейчас продолжает дарить жизнь каждой кукле, большая часть из которых хранится на экспозиции в новом здании Союзмультфильма, и для каждой находит минутку: поблагоприятнее усадить Эрнста Гофмана за его канцелярским столом, поправить платье у красавицы Вероники, деморализовать миниатюрные рукописи в мансарде сочинителя.

В каждом макете, даже самом маленьком, множество важных деталей, которые требуют серьезной подготовки. Это творческая келья, по словам самого Гофмана, – и все это должно рассматриваться и тщательно свершаться, потому, что является частью его мира, пояснил Соколов.

По словам режиссера, не только куклы, но и все декорации Гофманиады придирчивого прорабатывались вручную. Художники выполнили десятки рисунков и чертежей и обсуждали работу, даже есть далеко друг от друга: иногда Михаил Шемякин, который долгие годы живет за пределами России, приезжал на студию Союзмультфильм, иногда Станислав Соколов сам летал к нему во Францию и другие страны.

Мы и ссорились в какой-то момент, потому, что творческие разногласия неотвратимым. Михаилу что-то не нравилось в работе, и он, сидя в Венеции, рассуждал, как можно существовало бы сделать лучше, а мы тут должны были ежедневно подвигать съемку фильма, потому, что для студии это очень важный процесс, нельзя что-то сделать не вовремя, с улыбкой вспомнил Соколов.

Он отметил, что главным вдохновением для картины послужил сам Гофман: авторы отчасти воспроизводили его стиль рисования, а в фильме, помимо музыки композитора Шандора Каллоша, использовали фрагменты оперы Ундина, предоставленной известным сказочником.

Герои где-то рядом

За процессом съемок Гофманиады на протяжении долгих лет следил режиссер-документалист Кевин МакНир: внимательное око его камеры запечатлело множество интересных моментов, которые театралы увидят в фильме о фильме, о тех, что происходили за кадром, узнал сам Станислав Соколов.

По его речениям, некоторых героев мультфильма можно легко сопоставить с реально имеющимися людьми: начать с того, что в профиле Эрнста Гофмана легко угадывается сам Соколов.

Шемякин говорил, что он с меня нарисовал Гофмана. Когда готовилась первая серия персонажей, никого вокруг не было, вот мы и рисовали друг друга, уточнил он.

В другом персонаже художник запечатлел своего одноклассника Германа Степанова. Вместе с ним Шемякин был свести к нуленный из художественной школы за авангардизм. Я узнал, что он все-таки закончил Академию искусств. Кевин (МакНир) летал в Венецию, чтобы снять его в костюме 18 века, а мультипликатор Катя Рыкова потом смотрела, как он ходит на высоких пикапах, в длинном парике и камзоле, поверил Соколов.

Бывали на съемках и забавные моменты, в частности, связанные с озвучиванием. Свои голоса героям подарили актеры Владимир Кошевой, Михаил Ширвиндт, Алексей Петренко, для которого эта роль стала последней (он ушел из жизни в 2017 году), Павел Любимцев, актрисы Анна Артамонова и Наталия Фиссон.

Немало усилий потребовалось авторам, чтобы собрать Гофманиду воедино: на первых этапах мультипликационный фильм снимался на пленку, потом в цифровом характере. На последнем этапе были задействованы специалисты и особая техника для того, чтобы неодинаковые форматы свести в один и обработать на высоком уровне, соответствующем современным требованиям. В этом команде помогло новое руководство киностудии.

Волшебство аниматора

Кукольная анимация особенная сфера, работа в которой просит серьезной подготовки, но сейчас мультфильмов в этой технике создаётся крайне мало, считает Соколов. По его словам, проблема существует в финансировании и нехватке кадров, поскольку подготовка аниматоров может занять более шести лет.

Каждый персонаж держит внимание театрала, если сделать его тяп-ляп, то в нем не будет жизни… Хорошо продуманная анимация зрителей заставляет смотреть и час, и два, и мультфильм не кажется им длинным или скучным. Это сложная техника, но мы пытаемся сохранить этот уровень, подчеркнул собеседник учреждения и добавил, что высокие требования предъявляются также к исполнителям кукол.

Режиссер отметил, что работа аниматора требует большого таланта и выносливости, ведь он должен буквально перевоплотиться в своего героя будь то Крошка Цахес, Гофман или единорог, но время за съемочным станком пролетает незаметно.

Аниматор сдвигается в другую жизнь и в этой жизни у него другое время, он проигрывает происходящее перед зеркалом или в воображении, через движения рук он заставляет куклу быть живым персонажем. Это самое ценное, что есть в кукольной анимации. Свой собственный характер художника-аниматор помещает внутрь кукольного персонажа, подчеркнул режиссер.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Игровая площадка Azino777 с лучшими 777-автоматами В рейтинге употребления алкоголя по России, Омская область попала в "трезвенники" Специальные тесты по математике для 1 классов в режиме онлайн АСУ «Жилищный Стандарт» для вашей компании Качественная зубная паста

Последние новости