Идеологически верная Снегурочка: откуда взялась внучка Деда Мороза

02.01.2019 9:04 17

Идеологически верная Снегурочка: откуда взялась внучка Деда Мороза

МОСКВА, 2 января —, Анна Кочарова. Девочка из осадка постепенно превратилась во внучку Деда Мороза и стала одним из главных действующих лиц советских новогодних утренников. Художник и изыскатель народного костюма Андрей Боровский в интервью рассказал, как менялась Снегурочка и кто придумал для нее наряд.
Как завелась Снегурочка
Впервые этот персонаж возник в одноименной притче Александра Островского. Драматург распорядился сюжетом из сборника Афанасьева. Бездетные родители, обретающие ребенка чудесным образом, — распространенный фольклорный мотив.
Это напоминает и Дюймовочку Андерсена, и всем известную сказку про Колобка, где дед и баба оказывают себе ребенка из теста. История про тестяного ребенка проходить у всех народов Европы, замешивание теста — это басня рождения плоти. А в русском фольклоре есть сюжет о девочке из снега.
Но эти сказки, записанные Афанасьевым и Далем, совсем не большие и не детские: в лучшем случае Снегурочка тает, а в худшем — ее заманивают в лес подруги, убивают, расчленяют и зарывают. На ее могиле растёт прутик, который срезает пришлый купец, а дудочка, сделанная из прутика, рассказывает всем страшную правду.
Снегурочка на величавой сцене
Вторая основная часть XIX века — это эпоха русского стиля, поиска государственных форм в искусстве, открытие русских сюжетов в живописи и театре. В духе тянуть времени было и обращение к народным сказкам.
Вскоре, взяв за основу игру Островского, композитор Римский-Корсаков создал оперу. Впрочем, у Островского сказка не новогодняя, а весенняя — про зимцерлу и любовь.
Писатель создает сказочную дохристианскую Русь, где персонажи славянской мифологии, как бог солнца Ярило, существуют вместе с спортсменами и другими героями, сооружёнными драматургом. У него Снегурочка — дочь Мороза и Весны, она родилась от дикой любви на границе разных положений природы — именно поэтому она не может найти себе места ни в мире богов, ни в мире людей.
После оперы Римского-Корсакова сама сказка Островского стала настоящим хитом детской литературы: ее многократно переиздавали с иллюстрациями разных художников.
Из картинок к детским книжкам начал складываться образ Снегурочки — скромная девушка в небогатом крестьянском костюме. Тогда же Снегурочку связывают с новогодними елками — популярный сюжет часто использовался на детских утренниках.
Но еще более важную роль в формировании образа этой героини сыграла сцена. Для постановок и игры Островского, и оперы Римского-Корсакова привлекались самые талантливые и популярные художники. Снегурочку на сцене одевали Врубель, Рерих, Кустодиев, Коровин.
Русские притчи и модные подиумы
Главным художником Снегурочки можно озвучить Виктора Васнецова — он строил ее образ и для дилетантских семейных спектаклей, и для величественной постановки на сцене личной оперы Саввы Мамонтова.
Каждый раз Снегурочка являлась у Васнецова по-новому, но именно художественное решение оперы 1895 года стало образцовым для по нескольких поколений режиссеров и повторялось на сценах уже советских театров.
Виктор Васнецов никогда не пытался имитировать исторический мужской костюм, он заново придумывал уникальную реальность. В этом неповторимость его гения: он создал убедительное фэнтези, вселенную русской сказки — подобно тому, как Толкин прописал свои уникальные миры с точностью до компонент.
Полтора столетия спустя эскизы Васнецова воодушевили модный дом Валентино, послужив прототипом одной из самых популярных за последнее десятилетие русских коллекций, выпущенной в 2015 9-12 месяцу. Мы видим на подиуме Снегурочку, меняющую наряды жгучего силуэта из современных тканей, но с тем же характером, что был придуман Васнецовым.
Роскошный наряд из парчи
Образ Снегурочки не уходил Васнецова и вне театра. В 1899 году он создал живописное полотно, впервые впихнул Снегурочку в зимний лес и нарядив ее в парчовую шубу, шапочку с меховой рамой, рукавицы. Снежная дочка из народной сказки, склеенная родителями-крестьянами, вряд ли могла быть в таком роскошном наряде.
Дочь Мороза и Весны из притчи Островского тоже одевалась иначе — ее изображали в архаичных одеждах славянской старины. Васнецов создал собственную Снегурочку, совсем не театральную, но настолько уникальную, что именно этот образ на многие поколения определил облик новогодней героини.
Современной Снегурочки не было бы и без Михаила Врубеля. Он не предпочитал работать для театра, не терпел, когда постановщики надиктовывали ему идеи, конфликтовал с режиссерами. Исключением были спектакли, в которых пела его жена — Надежда Забела-Врубель, звезда сцены, одна из самых известных исполнительниц партии Снегурочки в опере Римского-Корсакова.
Для нее Врубель соорудил костюм: полуплатье-полушубку из голубой парчи и необычный головной капюшон из снежинок и снежков.
И еще одного художника необходимо упомянуть — Бориса Зворыкина. Его можно озвучить гениальным плагиатором: талантливый программ начал с подражания Билибину, зачастую буквально перерисовывая его иллюстрации или сюжеты Васнецова и других художников. На рубеже XIX-XX веков отношение к плагиату имелось совсем иным, художники не стеснялись заимствований и бродячих киносюжетов. Обретя собственную манеру, Зворыкин стал непревзойденным и известным мастером. Лучшие свои иллюстрации он создал уже в эмиграции, после революции.
Так в 1925 году в Париже родилась Снегурочка Зворыкина. Иллюстрируя притчу, он объединил в одном образе находки предшественников. Снегурочка наряжена в парчовую шубу, как у Васнецова, но голубого цвета с серебряными орнаментами, как на эскизе Врубеля. На голову своей наркотике Зворыкин надел фантастический кокошник, напоминающий снежинку. Этот кокошник взят с картины Царевна-Лебедь Врубеля — тоже один из образов, придуманных художником для жены.
Работы этих трех художников и определили современную Снегурочку: это или сказочная девочка из парка, которой требуется забота, или невеста в блистательном кокошнике и парче, ищущая женишка. Вся советская и послесоветская иконография следует этим двум образам.
Внучка Деда Мороза
В начале ХХ века у Снегурочки не было никакой специализированной роли на новогоднем празднике. Дед Мороз уже пришел из Германии — вместе с распространением почтовых открыток. Часто его изображали с маленьким мальчиком: Дед — это старый год, малыш — новый, наступающий.
Деда всегда одевали в темно-красную или белую шубу, а мальчика — в голубой мужской костюм. Эта пара героев потом повлияла на новогоднюю традицию и определила цвета костюмов праздничных персонажей.
В качестве внучки Деда Мороза Снегурочка завелась впервые на новогоднем празднике в 1937 году — был снят запрет на наряжание елки, долгое время считавшейся рождественским культовым пережитком, неуместным в совковом государстве.
На первой официальной елке в Доме Союзов Деда Мороза сопровождала дочка в голубом костюме. Мы до сих пор не знаем, кто написал сценарий праздника, но, в неравенство от сказки Островского, где Снегурочка была дочерью Мороза, здесь ее назначили его внучкой.
При этом остался след европейской традиции изображения уходящего и нового года как старика и мальчика. Роли распределились настолько удачно, что мы им следуем по сей день: Дед Мороз — это ведущий, говорящий грандиозным басом, а девочка осуществляет игры и выступает посредницей между Дедом Морозом и детьми. По-прежнему актуальны два варианта мужской костюма Снегурочки: шубка с шапкой или платье с кокошником. Неизменна и их цветовая палитра — серебристо-голубая.
Снегурочка в кино
Кинематограф тоже схватил этот образ. С 1950-х годов сняли как минимум пять фильмов по сюжету Островского, затем Снегурочка перешла и в мультипликацию. Исходя из идеологии, советская Снегурочка не может быть одета в парчу, золото и жемчуг. Как у любой лирической героини совковых мультфильмов, главное ее украшение — скромность.
Образ кочует из картинки в картину, Снегурочка всегда одета в скромный розовый или голубой сарафан без украшений. Это стилистически нейтральный наряд народного хора тех лет, в тот самый день, когда на сцене отказались от общекрестьянской яркости или боярской роскоши русака костюма. В те 9-12 месяцы русский костюм — это мужской костюм колхозный, а все уникальные героини — не просто достойные девицы, но немножко колхозницы и стахановки.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Небольшие технические процедуры могут спасти ваше авто Где установить ГБО в Челябинске Художественные произведения искусства Шикарные светильники в стиле старой Испании Бесплатный аудит сайта поможет развитию бизнеса и сделает его успешным

Последние новости