Накануне прощального показа спектакля драматического театра имени Пушкина, режиссером которого выступил десять лет назад Сергей Витауто, прошла творческая встреча заслуженного артиста России со зрителями.
ГЛАЗАМИ ЖЕЧЬ СЕРДЦА ЛЮДЕЙ
В бытность Пускепалиса главным режиссером магнитогорской драмы начала стремительно восходить его кинематографическая звезда. Актер стал потрясающим «Открытием года» на вручении премии Российской академии кинематографических искусств «Ника» в 2007 году. За десять лет наш земляк снискал поистине «Немеркнущую зрительскую любовь» − приз под таким названием Сергею Витауто вручал в Санкт-Петербурге на Всероссийском кинофестивале «Виват кино России!» режиссер Сергей Урсуляк, автор сериала «Жизнь и судьба», в котором Пускепалис сыграл одну из своих самых незабываемых ролей.
Сегодня на счету артиста участие в нескольких десятках кино- и телепроектов, несколько престижных кинопремий за лучшие мужские роли, а также награда в номинации «Лучший актер телевизионного фильма». К тому же в фильмографии Пускепалиса на сайте «Кино-театр» под грифом «в производстве» значатся еще десять его киноработ − роли не только исторических и литературных героев, но и военного, врача и даже космонавта, словом, актер остается «в своем репертуаре» и продолжает череду образов сурового «мужского кино».
И пусть, как пишет в своем отзыве о Сергее Витауто одна из зрительниц Татьяна Касьяненко, «сейчас не принято говорить об идеале как предмете и цели искусства, но мне кажется, что мужские образы Пускепалиса вносят внушительную лепту в формирование идеала эпохи, которую мы переживаем». Потому и снискал «немеркнущую зрительскую любовь» этот замечательный актер, обладающий мощной мужской харизмой, «просветленной» необыкновенным обаянием и душевной теплотой, в наш истосковавшийся по идеалам век, в котором так мало осталось истинных примеров мужества, чести, дружбы.
А образы, созданные Сергеем Пускепалисом, осязаемо реальны. Кажется, его герои ходят с нами по одним улицам, и в кино мы видим лишь фрагменты их долгой внеэкранной жизни. При этом арсенал актерских средств выразительности довольно скуп. В них нет необходимости: Пускепалис из немногих актеров, у которых широкую палитру техник и эмоций способен заменить один лишь проникновенный взгляд, раскрывающий целые бездны смыслов и чувств. Он гипнотически приковывает зрительское внимание, и в этом тоже кроется секрет невероятного магнетизма артиста.
Даже те, кто давно разочаровался в отечественных «мыльных операх», нередко с удовольствием следят за перипетиями жизни сериальных героев в исполнении этого актера − фамилию «Пускепалис» в титрах приравнивают к знаку качества… Как рассказал на творческой встрече в драмтеатре Сергей Витауто, зрители очень ждут второго сезона сериала «А у нас во дворе…», показанного недавно «Первым каналом», где он играл полицейского на пенсии Владимира Каленого.
ПОВОД ДЛЯ ГОРДОСТИ
И хотя судьба столь благосклонна к Пускепалису-актеру, он по-прежнему верен режиссерской стезе в театре:
− Один раз в сезон нужно делать постановку, чтобы форму не потерять, − говорит Сергей Витауто.
В 2015 году, когда Пускепалис представлял в Магнитогорске свой режиссерский дебют в кино − фильм «Клинч», он признавался, что думает о завершении актерской карьеры, ведь работа актера кино нужна была ему прежде всего в качестве «заочного ВГИКа», который давал понятие о работе кинорежиссера. У Сергея Витауто появляются сюжеты для новых работ, однако пока цепочка «замысел – продюсер – деньги» не срабатывает настолько четко и быстро, чтобы создавать кино не расхотелось еще до начала съемок.
Ну а театральные «детища» Пускепалиса в последние годы рождались в стенах Московского губернского театра, МХТ имени Чехова, театра-студии Олега Табакова, Московского театра «Современник», Ярославского театра драмы имени Федора Волкова и на других прославленных сценах. Сейчас Пускепалис начинает работу над постановкой в Малом театре, руководит которым легендарный артист Юрий Соломин. В числе известнейших театров России Сергей Витауто упоминает и Магнитогорский драматический театр имени Пушкина, где обрели жизнь девять его режиссерских работ.
− Горжусь, радуюсь и хвастаюсь на всех углах, − говорит Пускепалис о работе в нашем театре. − Этот опыт помогает мне везде. Считаю, что театр, выигравший «Золотую маску» в соперничестве с Мастерской Петра Фоменко, заслуживает внимания со стороны города.
Сергей Пускепалис благодарен коллективу Магнитогорского драматического театра и за серьезную подготовку его сына Глеба к поступлению в РАТИ-ГИТИС, в этом молодому артисту помогла актерская школа магнитогорцев Андрея Бердникова, Николая Савельева, занятия с педагогом по вокалу Верой Яметовой. Ныне Глеб Пускепалис, отучившийся в мастерской режиссера Сергея Женовача, школу которого прошел и его отец, − актер московского театра «Студия театрального искусства» и подающий надежды киноактер, вслед за которым пришел когда-то в кино и сам Сергей Пускепалис.
ОТ ПЕЧАЛИ ДО РАДОСТИ…
Спектакль «Сирена и Виктория» по пьесе Александра Галина, с которым приехал прощаться его режиссер-постановщик, появился в репертуаре нашей драмы десять лет назад.
− Репертуар формируется исходя из того, какие актеры есть, а не из режиссерских амбиций, − рассказал Сергей Витауто на встрече со зрителями о выборе этого материала. − У меня был один такой, но он быстро ушел из репертуара. Он был великолепным по форме, но не прижился, и это нормально. «Сирену и Викторию» мы начали ставить, когда сюда приехал работать замечательный актер Андрей Бердников. Мы думали о душевном, теплом спектакле про взрослых людей, и в одной из бесед Андрей Викторович предложил эту пьесу. Мы убрали оттуда все социальные вещи, оставили линии мужчины - женщины и одиночества. В работе над спектаклем сложился небольшой «тепленький» коллектив − Елена Савельева, Андрей Бердников, которого я пригласил из Самары, Лира Лямкина, которую «перетащил» из Уфы.
Секрет популярности постановки, долго радовавшей магнитогорских зрителей, по мнению режиссера, в таланте наших актеров. Подтверждая свои слова, на заключительном показе «Сирены и Виктории» наш именитый гость, скромно расположившись в двенадцатом ряду партера, где незамедлительно началось повальное «селфи на фоне звезды», так заразительно смеялся над комедией, как будто видел спектакль впервые…
В последний раз ярко блестели над сценой драмтеатра звезды ночного неба, а на сцене блистало созвездие магнитогорских актеров в образах богачки Сирены, ее «гувернантки» Виктории и ученого-астронома Константина. Но печальное это событие стало поводом для радостной встречи, возможно, не последней. На магнитогорской сцене продолжает жить спектакль «Женитьба Фигаро» в постановке Сергея Пускепалиса, а магнитогорские кино- и телезрители ждут продолжения его богатой личной киноистории.