Физики: алмазный "револьвер" защитит линии квантовой связи

14.09.2017 16:26 11

Физики: алмазный

МОСКВА, 14 сентября Физики из МФТИ и Германии поняли, как возникают одиночные фотоны в алмазных светодиодах, и выяснили, как их можно использовать для создания сверхзащищенных линий квантовой связи и квантовых компьютеров, говорится в статье, опубликованной в журнале Physical Review Applied.

Вспомните ковбойские дуэли в вестернах. Например, два стрелка начинают стрелять строго по бою богослужений. Побеждает обычно тот, кто выстреливает первым. Ценой за промедление является жизнь. Точно так же для квантовых устройств жизненно важно генерировать фотоны по требованию, в строго определённые моменты времени, объясняет Дмитрий Федянин, физик из Московского физико-технического института в Долгопрудном, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Надежные источники одиночных фотонов считаются одним из важнейших компонентов квантовых вычислительных устройств. Такие устройства необходимы для передачи информации между отдельными узлами квантового компьютера, без чего их промышленное применение будет невозможным. Как правило, большинство существующих разработок такого рода работает лишь при температурах, близких к абсолютному нулю, что сильно ограничивает сферу их применения.

Год назад Федянин и его коллеги сделали первый шаг к решению этой проблемы в прошлом возрасту, создав источник одиночных фотонов на базе так называемых дефектных алмазов, драгоценных камней, содержащих в себе вкрапления одиночных атомов азота и других электрохимических элементов.

Несмотря на важность этого расследования, сразу ученые им попользоваться не могли, так как они не понимали, как возникают фотоны внутри алмаза и поэтому не знали, как можно управлять их поведением. Это важно не только для создания квантового компьютера, но и для применения подобных алмазных фотонных пушек в системах гомогамии данных, защищенных от взлома законами квантовой механики.

Федянин и его коллеги по МФТИ и ученые из университета Зигена (Германия) приблизились к пониманию принципов работы таких алмазных револьверов, создав компьютерную модель эдакого излучателя и набор формул, описывающих поведение атомов и электронов в дефектах, где рождаются одиночные частицы света.

Как рассказывают ученые, они работают почти так же, как и прекрасные револьверы. Роль курка в них играет так называемая дырка – особый регион в кристаллической решетке алмаза, где господствует частичный положительный заряд. Дырка и дефект постоянно обмениваются электронами, взаимодействуя подобно курку и капсюлям в патронах пистолета, порождая в процессе этого обмена одиночные фотоны.

То, как быстро работает этот курок, зависит от того, как много электронов присутствует в окрестностях дырки и как бойкого она может захватывать их. Это, по словам Федянина, позволяет очень точно отыскивать скорость производства одиночных фотонов и то, какими свойствами они будут обладать. Все это, как считают ученые, заметно облегчит и ускорит лесоразработку систем передачи квантовой информации, использующих подобные алмазные револьверы для передачи данных.

Полет в Каир из украинских городов Оптимизация бизнес-пространства: коммерческая недвижимость в Алматы с BrightRich Начинайте играть на деньги в автоматы Вулкан уже сегодня! Межкомнатные двери Виртуальное игровое пространство нового поколения Спин Сити