Грозит ли Земле массовое вымирание видов

15.12.2017 9:07 11

Грозит ли Земле массовое вымирание видов

МОСКВА, 15 декабря , Татьяна Пичугина. Скорость исчезновения видов растений и животных в наше время довольно высока. Это отмечают многие ученые. В некоторых регионах Земли сильно сокращается биоразнообразие, уменьшается стадо крупных зверей. Биологи пообщались о шестом глобальном вымирании, наступившем, кстати, не без участия человека. Противники же подобного алармизма настаивают, что говорить о катастрофе определенно можно будет через столетие- другое.

То, что сейчас на планете имеет место высокий темп исчезновения видов, это бесспорный факт. Другое дело точные оценки ритма и сравнение его с массовыми вымираниями прошлых эпох, рассказал новости Александр Марков, заведующий кафедрой биологической эволюции биологического факультета МГУ прозвания М. В. Ломоносова.

Палеонтологи утверждают, что некоторое фоновое вымирание видов, как и появление новых, происходит на планете постоянно. Но сейчас виды исчезают в тысячу раз быстрее, чем в спокойные доисторические эпохи. К такому выводу пришли авторы международного экспериментаторского проекта Millennium Ecosystem Assessment, результаты которого опубликованы еще в 2005 году. По оценкам ученых, исчезновение угрожает 10-30% видов.

В 2009 году австралийский биолог Найджел Сторк (Nigel E. Stork) проанализировал ритмы вымирания, которые прогнозируют различные исследователи. Разброс получился, на первый взгляд, длительный: каждые десять лет мира теряет от десятых долей дивиденда, например среди насекомых, до десятков процентов от общего числа видов.

Даже 1-2% очень много. Это значит потерять каждый сотый вид за десять лет на планете. А если 20-30%? Да, очень похоже на крупное массовое вымирание, комментирует Марков работу Сторка.

Наши результаты подтверждают, что текущая скорость вымирания выше, чем можно ожидать, изучая ископаемую летопись, что доказывает необходимость эффективных мер по сохранению видов, прописывают авторы обзора под названием Has the Earth’s sixth mass extinction already arrived? (Наступило ли уже шестое массовое исчезновение видов на Земле?), опубликованного в 2011 году в Nature. И хотя ученые отвечают на этот вопрос отрицательно, но, использую уникальное и крайне неудачное сочетание условий, оговаривают, что мир находится всего в нескольких поколениях от глобального вымирания, сравнимого с теми, что случались миллионы лет назад.

Кто повымрет сначала

Вымирание затрагивает в первую очередь самые богатые видами экосистемы тропические леса, коралловые рифы. В Бразилии и Африке площади влажных экваториальных лесов деятельного сокращаются, что наносит мощный удар по биоразнообразию. Когда вырубают 10 квадратных километров парка в Амазонии, это ведет к уничтожению десятков и сотен видов моллюсков, растений, насекомых. Если мы хотим сохранить видовое богатство планеты, тропики нельзя трогать, говорит Александр Марков.

Коралловые рифы в океанах вторая по уязвимости экосистема. На нее сильно повлияло повышение среднегодовой глобальной температуры воздуха. Из-за нагрева высокой толщи океана фотосинтезирующие водоросли, живущие с полипами в симбиозе, погибают. Из-за этого коралловые рифы обесцвечиваются, а их богатейшее сообщество обитателей умирает.
Это очень пугающий процесс, проводящийся в теплых морях, подчеркивает ученый.

Вымиранию сухопутных и пресноводных моллюсков посвятили недавнюю публикацию в журнале Nautilus биологи из Франции и США. По их версии, улитки и разные двустворки не переносят разрушения среды квартирования, атаки чужеродных видов и изменения климата. Вредят им и коллекционеры. За прошедшие пятьсот лет вымерли или другим образом исчезли из природы 1032 вида моллюсков.

Больше шансов исчезнуть бывает у крупных животных, считает Леонард Полищук, ведущий научный сотрудник кафедры общей экологии Биологического факультета МГУ. К такому выводу он пришел, изучая вымирание мамонтовой фауны в плейстоцене. Дело в том, что крупные животные не образуют многочисленные популяции, проще говоря, слонов меньше, чем мышей. Если популяция огромных животных сокращается под влиянием неких факторов, то снижается генетическое разнообразие вида, копятся плохие мутации, которые подталкивают животных к вымиранию. Выстраивается эффективная обратная связь, когда одни факторы усиливают другие, и в результате вид исчезает.

Известны случаи, когда виды восстанавливались после резкого снижения численности. Самый известный пример хищники. Судя по их генам, пять-десять тысяч лет назад они прошли, образно говоря, через очень узкое бутылочное горлышко. Их осталось всего несколько десятков особей. Но вид чудом выжил. Все современные гепарды это потомки тех единичных животных, приводит пример Марков.

CC BY 2. 0 / James Temple / CheetahВсе современные гепарды - близкие родственники

Американский ботаник Петер Рейвн (Peter Raven) в недавней статье The Fate of the World’s Plants (Судьба растительного спокойствия) допускает, что части видов флоры угрожает вымирание до конца столетия. Причем большинство их останется нам неизвестной.

А вот упомянутый нами Сторк еще в 2013 году утверждал обратное в остроумной работе под названием Сумеем ли мы пересчитать все виды до того, как они вымрут? Не разделяя догадки о шестом массовом вымирании, ученый и его соавторы перевели факторы, которые мешают нам реально оценить скорость сокращения биоразнообразия: это усилия по сохранению видов, рукотворные ландшафты, где обитают многие виды, отложенное вымирание (extinction debt), которое отстает по времени от своих причин, а также пресловутый человеческий мотиватор. Ведь к исчезновению 90% известных нам видов птиц и млекопитающих за последние пятьсот лет люди так или иначе прибавили руку.

Сверхэффективный мегахищник

Около 40 тысяч лет назад, когда люди проникли в Австралию, там начали широкого вымирать крупные животные. Скорее всего, это напрямую связано с человеком. Австралийская мегафауна оказалась неприспособленной к сосуществованию с таким сверхэффективным хищником, как человек, иллюстрирует Александр Марков.

Аналогичная судьба постигла мегафауну обеих Америк 11-12 тысяч лет назад, когда ее впервые стали заселять люди. Они прямо или косвенно уничтожили мамонтов, мастодонтов, гигантских броненосцев, ленивцев, лошадей. Последних спустя тысячелетия завезли из Европы испанцы, ужаснув капитальных жителей.

Примерно в то же время значительно поредела мегафауна в тундростепях Евразии. Вымерли мамонты, пещерные львы и медведи, шерстистые носороги и древние лошади. Как полагают ученые, исчезновению способствовало несколько причин, в том числе наступление межледниковья. А кроме того, в это время освободившиеся от ледника территории обживали хорошо организованные древние охотники с луками и копьями. По мнению Маркова, роль человека в вымирании крупных животных позднего палеолита, можно выговорить, доказана.

Климат и жизнь

Изменение климата (независимо от вызвавших его причин) рассматривают как один из главных факторов современного вымирания видов. Эту связь исследовали ученые из России и США, взяв за основу математическую модель возникновения хаоса в популяции организмов. Они добавили в модель положительную обратную связь, когда климат влияет на экосистему и наоборот.
Есть достаточно ресурсов и хороший климат, а виды широкого вымирают. Казалось бы, никакой логики нет. Но выясняется, что работает эффективная обратная связь, рассказывает соавтор работы Иван Судаков, сотрудник физического факультета Университета Дейтона в США.

В другой статье, опубликованной пока в Arxiv. org, те же авторы показали, что популяция организмов, достигнув максимального разнообразия, зарабатываю много ресурсов, может уничтожаться от небольшой флуктуации климата.

Применимы ли такие модели к нашему времени? Такую возможность допускает Даниэль Ротман (Daniel H. Rothman) из MIT в недавней статье Thresholds of catastrophe in the Earth system (Начала катастроф в системе Земля). Он анализирует насыщение атмосферы Земли углекислым газом за прошедшие 540 пять миллионов лет, пытаясь понять, когда и при каких условиях начинается разлад ключевых систем миры, приводящий к вымиранию видов.

Земля пережила пять катастроф, упускаю большую часть обитателей в результате перестройки атмосферы, вулканической напористости, астероидной атаки и сочетания самых разнообразных обстоятельств. После каждого эпизода живой мир регенерировался миллионы лет. Переживет ли он шестое?