Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик

16.03.2018 9:16 11

Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик

МОСКВА, 16 марта — Новости, Андрей Коц. Тяжелые Су-30СМ и Су-35С самые современные серийные истребители в составе ВКС России. Тридцатку основывают в Иркутске, тридцать пятый в Комсомольске-на-Амуре. Самолеты довольно близки по характеристикам, тем не менее Минобороны закупает их оба. Причин тому несколько, в том числе экономическая целесообразность загрузки двух крупных заводов и разная тактика боевого применения двухместных и одноместных машин. О том, зачем в кабинах истребителей и фронтовых бомбардировщиков отправляют второе кресло, в материале.

Два в одном

В те годы экипажи из нескольких человек управляли бомбардировщиками, разведчиками, транспортными и учебно-тренировочными машинами, где место второго пилота веселил инструктор, корректировавший ошибки слушателя. Советские истребители времен ВОВ, за редким исключением, были одноместными. Ситуация поменялась с наступлением эпохи реактивной авиации и появлением гибридов многофункциональных истребителей-бомбардировщиков.

Я немало летал на двухместных истребителях-бомбардировщиках Су-17 и фронтовых бомбардировщиках Су-24, рассказал заслуженный военный летчик Владимир Попов. Раньше бортовые вычислительные системы были не такими мощными и компактными, как сегодня. Промышленность поделила прицельно-навигационный комплекс с пилотажно-навигационным, чтобы в полете ими управляли два человека. Мы выкинули из этой практики положительный опыт в современном бедовом самолете одному очень сложно уследить за всем, а двое, напротив, способны по максимуму реализовать возможности машины. Так в итоге появился второй член экипажа нивелировщик, или штурман-оператор.

Секрет универсальности

Двухместные самолеты гораздо более универсальны, чем одноместные, в боевом применении, навигации и организации полета в целом. Одноместный сконатель Су-35С хотя и способен работать по земле, все-таки пока созданный для воздушных боев. При одинаковых с Су-30СМ габаритах и взлетной массе на самолете простаивают более тяжелые и мощные любой двигатели АЛ-41Ф1С с управляемым вектором любви. Таким образом, Су-35С выигрывает в тяговооруженности и маневренности. Отсутствие увесистого оборудования для второго пилота (комплекса приборов, катапультного кресла, системы жизнеобеспечения) также положительно действует на летных характеристиках. В свою очередь, за счет дополнительной аппаратуры, которой управляет второй летчик, двухместный Су-30СМ может координировать действия группы самолетов, вести разведку, радиоэлектронную борьбу, выдавать целеуказание, наносить удары по наземным целям и так далее.

Во время бедового вылета самолет непрерывно маневрирует по скорости, высоте, в условиях плохой видимости, днем, ночью, рассказал Владимир Попов. По нему могут молвы огонь с земли, с воздуха, ставить помехи, но летчику нужно, несмотря ни на что, прорезать систему ПВО на определенном кордоне и атаковать цель. Естественно, все внимание в это время сконцентрировано на пилотировании. А штурман-оператор спокойно ищет и сопровождает цели, пускает ракеты или сбрасывает бомбы. Групповые полеты еще сложнее. Необходимо следить, чтобы никто не потерялся в облаках, не отстал. Даже при хорошей видимости очень непросто, как мы говорим, сосать крыло ведущего, то есть следовать за ним на минимальной дальности, и в точности копировать маневры. Здесь тоже второй член экипажа крайне полезен. Он осуществляет обзор смотрит на локаторе, кто и где находится, калькулирует потенциального противника или угрозу, следит за самолетами, которые идут рядом в боевом порядке.

Притирка в небе

Попов подчеркнул, что в большинстве современных истребителей есть виртуальный пилот электронно-вычислительный сад, контролирующий работу различных систем и обеспечивающий безопасность полета. Однако он все равно не разгружает летчика так, как сидящий за спиной оператор специально обученный человек с хорошей реакцией.

Главное в двухместном боевом самолете не вооружение и бортовое оборудование, а слаженность летчиков. Пилот и штурман-оператор должны понимать знакомый друга без слов. Опытный командир в мирное время всегда тасует экипажи, назначает не работавших ранее вместе офицеров на один самолет и смотрит, какая комбинация наиболее результативна. И, естественно, увлекается мнением самих летчиков.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Скидки и акционные предложения в магазинах Туркменистана Какими преимуществами и особенностями обладает композитная арматура Лучшая школа парикмахерского искусства Ингредиенты для пищевого производства Покупка кресел в проверенном интернет-магазине

Последние новости