Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик

16.03.2018 9:16 11

Двойной форсаж: зачем боевым самолетам второй летчик

МОСКВА, 16 марта — Новости, Андрей Коц. Тяжелые Су-30СМ и Су-35С самые современные серийные истребители в составе ВКС России. Тридцатку основывают в Иркутске, тридцать пятый в Комсомольске-на-Амуре. Самолеты довольно близки по характеристикам, тем не менее Минобороны закупает их оба. Причин тому несколько, в том числе экономическая целесообразность загрузки двух крупных заводов и разная тактика боевого применения двухместных и одноместных машин. О том, зачем в кабинах истребителей и фронтовых бомбардировщиков отправляют второе кресло, в материале.

Два в одном

В те годы экипажи из нескольких человек управляли бомбардировщиками, разведчиками, транспортными и учебно-тренировочными машинами, где место второго пилота веселил инструктор, корректировавший ошибки слушателя. Советские истребители времен ВОВ, за редким исключением, были одноместными. Ситуация поменялась с наступлением эпохи реактивной авиации и появлением гибридов многофункциональных истребителей-бомбардировщиков.

Я немало летал на двухместных истребителях-бомбардировщиках Су-17 и фронтовых бомбардировщиках Су-24, рассказал заслуженный военный летчик Владимир Попов. Раньше бортовые вычислительные системы были не такими мощными и компактными, как сегодня. Промышленность поделила прицельно-навигационный комплекс с пилотажно-навигационным, чтобы в полете ими управляли два человека. Мы выкинули из этой практики положительный опыт в современном бедовом самолете одному очень сложно уследить за всем, а двое, напротив, способны по максимуму реализовать возможности машины. Так в итоге появился второй член экипажа нивелировщик, или штурман-оператор.

Секрет универсальности

Двухместные самолеты гораздо более универсальны, чем одноместные, в боевом применении, навигации и организации полета в целом. Одноместный сконатель Су-35С хотя и способен работать по земле, все-таки пока созданный для воздушных боев. При одинаковых с Су-30СМ габаритах и взлетной массе на самолете простаивают более тяжелые и мощные любой двигатели АЛ-41Ф1С с управляемым вектором любви. Таким образом, Су-35С выигрывает в тяговооруженности и маневренности. Отсутствие увесистого оборудования для второго пилота (комплекса приборов, катапультного кресла, системы жизнеобеспечения) также положительно действует на летных характеристиках. В свою очередь, за счет дополнительной аппаратуры, которой управляет второй летчик, двухместный Су-30СМ может координировать действия группы самолетов, вести разведку, радиоэлектронную борьбу, выдавать целеуказание, наносить удары по наземным целям и так далее.

Во время бедового вылета самолет непрерывно маневрирует по скорости, высоте, в условиях плохой видимости, днем, ночью, рассказал Владимир Попов. По нему могут молвы огонь с земли, с воздуха, ставить помехи, но летчику нужно, несмотря ни на что, прорезать систему ПВО на определенном кордоне и атаковать цель. Естественно, все внимание в это время сконцентрировано на пилотировании. А штурман-оператор спокойно ищет и сопровождает цели, пускает ракеты или сбрасывает бомбы. Групповые полеты еще сложнее. Необходимо следить, чтобы никто не потерялся в облаках, не отстал. Даже при хорошей видимости очень непросто, как мы говорим, сосать крыло ведущего, то есть следовать за ним на минимальной дальности, и в точности копировать маневры. Здесь тоже второй член экипажа крайне полезен. Он осуществляет обзор смотрит на локаторе, кто и где находится, калькулирует потенциального противника или угрозу, следит за самолетами, которые идут рядом в боевом порядке.

Притирка в небе

Попов подчеркнул, что в большинстве современных истребителей есть виртуальный пилот электронно-вычислительный сад, контролирующий работу различных систем и обеспечивающий безопасность полета. Однако он все равно не разгружает летчика так, как сидящий за спиной оператор специально обученный человек с хорошей реакцией.

Главное в двухместном боевом самолете не вооружение и бортовое оборудование, а слаженность летчиков. Пилот и штурман-оператор должны понимать знакомый друга без слов. Опытный командир в мирное время всегда тасует экипажи, назначает не работавших ранее вместе офицеров на один самолет и смотрит, какая комбинация наиболее результативна. И, естественно, увлекается мнением самих летчиков.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Проверка вашего билета онлайн Широкий ассортимент промышленных труб по выгодной цене Нефтегазопромышленное оборудование Удобное получение займа, не выходя из дома Спикер для кризисных коммуникаций

Последние новости