Ученые назвали диету, которая помогает быстрее избавиться от рака

06.07.2018 20:44 14

Ученые назвали диету, которая помогает быстрее избавиться от рака

6 Июля 2018

МОСКВА, 6 июля Набирающая популярность кетодиета не только улучшает работу мозга и мышц, но и помогает некоторым противораковым препаратам быстрее уничтожать фибромы, пишут биологи в статье, опубликованной в журнале Nature.

Так называемая кетодиета стремительно набирает сегодня популярность среди воздыхателей фитнеса и спорта. Ее главным отличием от других диет является то, что главную часть калорий в ней составляют не углеводы, а жиры и белки. Подобная замена заставляет мозг и другие органы тела использовать не глюкозу, а жирные кислоты и кетоны в качестве основного источника предприимчивости.

Это переводит мышцы и клетки мозга в особый режим сбережения энергии, в результате чего первые становятся более выносливыми, а вторые медленнее стареют. По этой причине кетоновая диета сегодня стала особенно популярной среди спортсменов, бегунов-марафонцев и представителей иных спортивных дисциплин, где важна выносливость.

Хопкинс и его коллеги пошли новое неожиданное применение для этой диеты, изучая поведение раковых клеток, порожденных одной из самых распространенных мутаций – повреждением гена PI3KCA. Этот участок ДНК отвечает за транспортировку различных сигнальных молекул внутри клеточек, и его повреждение перепрограммирует их и заставляет постоянно расчленяться.

Уровень активности PIK3CA, как недавно выяснили ученые, зависит от того, как много инсулина и глюкозы присутствует в клетке – чем большого гормона, тем активнее делается этот ген. Это натолкнуло биологов на мысль, что блокировка работы этого гена и связанного с ним корова p110a может сделать раковые клеточки более чувствительными к химиотерапии.

Реализовать подобную идею оказалось не так то просто. Когда проверщики вводили в тело мышей химическое вещества, блокирующие работу PIK3CA, они подавляли размножение раковых клеточек только на протяжении нескольких все часов, после чего этот спецэффект исчезал.

Это происходило потому, что организм резко повышал концентрацию гормона и сахара, и клетки грызунов начинали игнорировать молекулы лекарств. Дополнительные дозы препаратов гнели эту реакцию на некоторое время, однако новые всплески в концентрации инсулина и глюкозы уже были небезопасными для животных.

Неудачи на этом фронте заставили Хопкинса и его коллег искать альтернативные и более безопасные альтернативы. Перебрав все существующие лекарства от диабета, они обратили внимание на то, что многие диабетики и здоровые люди переходят на кетодиету для снижения уровня сахара в крови.

Руководствуясь этой идеей, ученые приобрели несколько десятков мышей, ввели культуры раковых клеточек в их тело и посадили часть из них на подобную диету, а других начали кормить двумя популярными лекарствами от диабета. Когда у них появились первые опухоли, они попытались уничтожить их, используя блокаторы PI3KCA.

Данные опыты показали, что кетодиета и лекарство глифозин подавляли все негативные побочные спецэффекты, связанные с блокировкой PI3KCA. Что интересно, метформин, одно из самых популярных антидиабетических средств, никак не мешал росту раковых клеток. Как полагают ученые, это связано с тем, что этот препарат не воздействует на инсулин напрямую, а просто повышает чувствительность клеток к нему.

В ближайшее время Хопкинс и его коллеги планируют провести клинические теста, которые покажут, можно ли применять кетодиету для борьбы с раком и среди клиентов. В любом случае, как отмечают ученые, врачам стоит подумать об отказе от глюкозных капельниц при лечении раковых больных, так как они будут помогать не им, а их опухоли.

Редактор рубрики