Ученые выяснили, как сильно гены влияют на долголетие людей

06.11.2018 19:43 13

Ученые выяснили, как сильно гены влияют на долголетие людей

МОСКВА, 6 ноября Самое большое генеалогическое древо в мире, включающее в себя почти полмиллиарда людей, продемонстрировало на неожиданно слабое влияние генетики на продолжительность жизни человека. К такому выводу пришли ученые, опубликовавшие статью в журнале Genetics.

В последние хотя бы годы в глобальной сети появилось множество порталов, посвященных генеалогии, чьи пользователи постоянно обмениваются фамильными генеалогическими архивами для поиска ранее не известных родственников и расширения познаний о своих предках. Аналогичные исследования проводят различные генетические стартапы, собирающие не архивы, а ДНК своих клиентов.

Недавно этими данными начали интересоваться генетики, использующие эти сети родственных связей для оценки наследуемости различных сложных черт человека, на которые одновременно сильно влияют и гены, и среда обитания. К их числу относится размер, уровень IQ, привязанность к риску и многие другие вещи, не имеющие конкретной генетической подоплеки.

Руби и его коллеги использовали один из подобных массивов данных, собранных проектом Ancestry, для проверки того, действительно ли существуют семьи людей-долгожителей, передающих гены долголетия из поколения в поколение.

Для этого ученые проанализировали наборы мелких мутаций в геномах 54 миллионов пользователей этого сайта, и сопоставили их с тем, как долго жили их прямые и далекие родственники. Объединив все эти данные, ученые получили пока самое большое генеалогическое древо на Земле, включающее в себя примерно 400 миллионов людей, как ныне живущих, так нескольких происхождений их предков.

Анализируя эти данные, Руби и его коллеги устремили внимание на интересную закономерность – типичная продолжительность жизни мужей была необычно близкой друг к другу. В среднем, супруги гораздо чаще жили чуть большого равное число лет, чем просто близкие родственники и даже братья и сестры.

Как шутит ученый, возникало впечатление, что будущие половинки выбирали друг друга по тому, как долго они жили. Этого, конечно же, в реальности не происходило. Подобное совпадение просто означает, что протяжность их жизни зависела от общих социальных факторов, влияющих на длину жизни и того, и другого супруга. Одним из них, к примеру, выступает уровень доходов, а генетика играла в этом случае минимальную роль.

Аналогичные тенденции, по словам генетиков, наблюдались и среди двух других типов членов семьи – шуринов, зятьев, свояков, деверей и прочих людей, не имеющих секущей генетической связи с одним из супругов. Этот феномен, как отмечает Руби, преждевременнее не учитывался при изучении влияния генов на долголетие, из-за чего их вклад в продолжительность жизни сильно переоценивался.

В прошлом, как считали ученые, несходства в структуре генов объясняли примерно 15-30% вариативности в продолжительности жизни. В реальности этот показатель в разы ниже и составляет около 7%, что говорит о доминировании диеты, достатка, уровня стресса и прочих социальных факторов в том, как долго живет человек.

Дальнейший анализ этого древа, как надеются Руби и его коллеги, поможет им найти гены, отвечающие за этот скромный, но значимый вклад в долголетие человека.

Наслаждайтесь качественными азартными играми Мэр Омска Вячеслав Двораковский вручил 52 юбилейных медали ветеранам ВОВ Китайские погрузчики Как получить второе высшее образование Как выбрать профессиональную караоке-систему?