Ученые выяснили, зачем викинги колонизовали Гренландию

08.08.2018 3:23 13

Ученые выяснили, зачем викинги колонизовали Гренландию

8 Августа 2018

МОСКВА, 8 августа Викинги проникли на территорию Гренландии ради добычи бивней моржей, монополию на торговлю которыми они удерживали на протяжении четырех веков. К такому выводу нашли генетики и историки, опубликовавшие статью в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Если верить сагам викингов, первооткрывателями Нового Света и Америки были не Христофор Колумб и его команда, а норвежские мореплаватели под водительством Эрика Рыжего и его сыновей, тот или другие были изгнаны из Норвегии в конце 10 века. После долгих плаваний, Гренландия сделалась их новой родиной приблизительно в 986 году.

Сам факт пребывания викингов на Гренландии и в Винланде – на острове Ньюфаундленд и полуострове Лабрадор – сегодня не вызывает сомнения ученых благодаря множеству археологических находок и радиоуглеродных датировок. Споры вызывают два других момента – почему Эрик Рыжий выделил Гренландию зеленым островом и то, почему викинги сначала колонизировали, а затем покинули новые земли.

Барретт и его коллеги, занимающиеся уже несколько лет генетической археологией Северной Европы, пошли ответ на этот вопрос, изучая фрагменты моржовой кости и различные украшения из бивней этих морских гигантов, найденные или хранившиеся в Норвегии, на северо-востоке Англии и в других регионах Европы, где в прошлом находились крупнейшие торговые центры средневековья. CC BY-SA 2. 0 / Jörg Hempel / Reconstructed long house in the Vikingmuseum in Borg, Vestvågøy/Lofoten, NorwayУченые выяснили, зачем викинги устраивали похороны своим домам

Во времена ледникового периода, как отмечают ученые, популяция моржей была разделена на две бабы, одна из которых жила у берегов Америки и Гренландии, а вторая – у берегов будущей Норвегии и России. Подобное разделение отпечатлелось на устройстве их геномов, сделав их непохожими друг на друга.

Это натолкнуло ученых на мысль извлечь обрывки ДНК из этих кусочков моржовой кости, дешифрировать ее и попытаться найти подлинную родину всех этих украшений. В общей сложности историки и генетики проанализировали 36 подобных артефактов, часть из которых датируется 10-11 веками, а другие были изготовлены значительно позже. Этот анализ неожиданным образом показал интересную страницу из истории воинов Гренландии.

Как оказалось, все античные украшения были изготовлены из бивней моржей, живших на берегах Баренцева моря и других северных регионов Евразии. Ситуация ясного изменилась в начале 12 века – фактически все артефакты, сработанные в это время и в более поздние эпохи, содержали в себе оттиски ДНК только американских моржей.

Единственным источником этих бивней, как отмечает Барретт, могли выступать две колонии викингов в Гренландии и их поселения на Ньюфаундленде, на берегах которых и сегодня трудятся большие группы западных моржей. На их долю в 12-15 веках, как показывают расчеты археологов, приходилось около 94% европейской торговли моржовой костью, что делало Гренландию одной из первых экономических монополий.

В пользу этого говорит то, что Гренландия платила десятину церкви не деньгами, а моржовой костью, а также использовала ее для того, чтобы организовать свое собственное епископство, а также для подкупа враждебно настроенных предводителей и даже норвежских королей.

Что заставило воинов покинуть Гренландию и забросить сверхприбыльную монополию, пока не понятно. По словам археолога, на эту роль могут жаловаться как природные катаклизмы, таковые как наступление малого ледникового периода в середине 15 века, так и более прозаические пророческим.

К примеру, бивни моржей могли просто выйти из моды, уступив место слоновьей кости, а сами колонии моржей могли истощиться в результате бесхозяйственной охоты со стороны потомков Эрика Рыжего. Как надеется Барретт, ответ на этот логичный вопрос будет рано или поздно разинутый в летописях или других монументах истории викингов.

Редактор рубрики