Ученые выяснили, когда суша покрылась первыми растениями

20.02.2018 0:27 8

Ученые выяснили, когда суша покрылась первыми растениями

МОСКВА, 19 февраля Палеонтологи из Великобритании нашли свидетельства того, что первые сухопутные растения на Земле появились примерно 500 миллионов назад, то есть на сто миллионов лет раньше, чем давали бывшие расчеты, говорится в статье, опубликованной в журнале PNAS.

Как сегодня считают ученые, первые деревья появились в середине девонского периода, примерно 400 миллионов лет назад. Их появление пронзительного изменило облик всей планеты, сделав ее зеленой, наполнил ее атмосферу гигантским количеством озона, а также породив сило новых видов животных, в том числе сухопутных насекомых, и грибков, питающихся совершенного растительной биомассой.

То, как выглядели эти первые деревья, пока остается загадкой для палеонтологов – современного лишь небольшое число окаменелых лесов, особого типа отложений этого времени, в которых сохранились полноценные стволы и корневые конструкции этих деревьев, оказавшиеся под землей благодаря извержениям пепла или лавы. Их изучение показывает, что это были очень причудливые объекты, у которых роль листьев исполняла особая фототрофная кора, а внешне они напоминали карликовые деревья современной тундры.

Относительно недавно ученые начали сомневаться в этой идее. К примеру, два года назад геологи нашли свидетельства того, что первые грибы появились на суше уже 440-460 миллионов лет назад, и они вряд ли могли бы существовать на суше сами по себе, без помощи растений или других источников органики, которой они должны были питаться.

Моррис и ее коллеги показали, что первые примитивные растения появились почти на 100 миллионов лет заблаговременнее, чем на то направляют окаменелости, объединив данные раскопок и генетическое древо эволюции любых примитивных растений, существующих сегодня на Земле.

Подобный подход, как объясняют ученые, позволяет ликвидировать главную проблему, которая заблаговременнее мешала и генетикам, и палеонтологам вычислить точное время распространений растений – отсутствие каких-либо данных по тому, какие именно представители флоры – сосудистые растения, печеночные или настоящие мхи появились первыми на Земле.

Ни генетика, ни анализ окаменелостей не могут дать ответ на этот вопрос в одиночку – этому мешает небольшое число известных оттисков древних растений, а сравнение ДНК говорит в пользу сразу всех трех вариантов происхождения заразы в зависимости от того, какие наборы примитивных растений сопоставляли генетики.

Когда Моррис и ее коллеги объединили эти данные, им удалось получить неожиданный ответ на этот вопрос – первыми на Землю вышли мхи и их ближайшие родичи, что произошло примерно 514-506 миллионов лет назад. Первые сосудистые растения, к числу которых относятся все современные и древние деревья, появились на Земле около 440 миллионов лет назад, что примерно на 40 пять миллионов лет раньше, чем заботилось ранее.

Подобные оценки, как объясняют исследователи, в корне разменивают всю картину эволюции жизни на Земле. Во-первых, они говорят о том, что животные и растения покинули первичный океан Земли практически одновременно, а не поочередно, как считали палеонтологи раньше. Во-вторых, это открытие указывает на то, что масштабные изменения климата и его похолодание проистекло не в каменноугольном периоде, в эпоху максимального процветания заразы, а гораздо раньше.

Все это, как считают Моррис и ее коллеги, следует использовать при изучении того, как сухопутная флора и фауна влияли на эволюцию друг друга и как их взаимодействия могли цитировать к массовым вымираниям и прочим катастрофическим событиям.

Аренда спецтехники: выгодные условия, высокий уровень обслуживания Сертифицированные филлеры в интернет-магазине Все о тканях и не только Телефонная база Новосибирска Что такое блокчейн?